"Деревня дураков": забытые в тайге

Почти 300 км от краевого центра, затем поворот на грунтовую дорогу и еще 6 км по ней. Кругом лес и тайга. Красновишерский район, деревня Булатово, Булатовский психо-неврологический диспансер. "Деревня дураков" - именно так, не смотря на всю циничность такого названия, именуют в Красновишерском районе деревню Булатово.
Пациенты интерната свободно гуляют по окрестностям. "А чего их бояться, они ничего такого не делают", - удивляются вопросу местные жители. Они к "соседям" уже привыкли и не разбирают - где свои, а где чужие. Бывает, пациенты и в огороде местным помогут.
По штату интернату положено 4 врача. Работает лишь один, да и тот сейчас в отпуске. Директор в командировке - на нем еще филиал в Усть-Язьве. Поэтому за медицину сегодня отвечает старшая медсестра Тамара Мырзина, а социальный работник Ирина Кичигина - за настроение пациентов. По ее мнению, главное в их работе - взаимная доброта, взаимопонимание. Всё это в какой-то мере облегчает пациентам проживание в подобном заведении.
Обязательное условие - трудотерапия. Жители интерната убираются, стирают и моют полы сами. Сами заботятся и о быте - кто как может. На стенах расклеены яркие картинки из журналов. Так веселее. Ведь многие живут здесь уже долгие годы. Главный долгожитель интерната живет в нем 45 лет.
В двухэтажном кирпичном корпусе размещаются 230 человек. Тех, кто ходит сам, строем водят лишь на обед. Но на прогулки разрешено выходить самостоятельно. На Новый год здесь ставят спектакли, есть свои художники. Есть здесь и телевизоры - на них больные зарабатывают сами. Они - почти нормальные, просто во многом застыли на ступеньке детства. Хотя и ребенок может быть жестоким. Для таких здесь - отдельный закрытый корпус, где находятся больные тяжелой формой шизофрении. Этих пациентов без присмотра не оставляют - чревато. По словам старшей медсестры, в столовую их всегда водят сопровождающие - санитар и фельдшер.
Персонал Булатовского психо-неврологического диспансера героями себя не считает. Их в этой тайге забывают часто. Вместе с пациентами. Ежегодно сюда приводят до 30 новеньких, исправно поставляют продукты. А вот о ремонте не вспоминают уже несколько десятилетий. Та же кухня скоро просто развалится, а сотрудники интерната привыкли делать всё по-семейному.
Местные больные практически неизлечимы, но им куда проще, если о них заботятся. В этой деревне они живут, как на "малой родине". Одна из пациенток почти обручилась с местным мужиком. Пара ждет ребенка, строят дом. Интернат же живет своей обычной жизнью, традиционно и покорно ожидая, когда государство о нем вспомнит.
И в завершение - одна зарисовка об уникальном человеке и его уникальных идеях. Главный психотерапевт Пермского края академик Рюмин - пермская знаменитость мирового пошиба. В его лечебном арсенале - почти все советские песни. Каждая из них, утверждает академик, лечит по-своему. "У меня очень много песен Окуджавы - они удивительно психологические, - говорит Владимир Рюмин. - А вот пример антипсихологических песен - "18 мне уже, ты целуй меня везде"."
За своего "В траве сидел кузнечик...", распевая которого, пациенты за пару недель избавлялись от депрессии, а у тяжелых больных спадали приступы, Владимир Рюмир получил Диплом, место в Энциклопедии и кое-какую известность. Но методику его пока только преподают студентам, как экспериментальную. На большую ногу в лечении психических больных людей ее не ставят: большие дозы успокаивающего, смирительные рубашки и изоляторы. Старые способы - лучшие способы. Так уж повелось...
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: