Алексей Смирнов: и смех, и слёзы, и любовь
В обширной фильмографии Алексея Смирнова практически нет главных ролей, но без него невозможно представить такие легендарные комедии, как «Операция «Ы», «Полосатый рейс», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и многие другие. Этот большой человек одним своим появлением на экране делал эпизод событием. 28 февраля Алексею Макаровичу исполнилось бы 95 лет. В кадре его до сих пор помнят все. А каким он был за кадром?
Несостоявшийся муж
В 20 лет у Алексея Смирнова было для счастья всё: первые роли в театре, о котором он мечтал с детства, и первая любовь – к соседской девушке Лидии Масловой. Шел 1940 год... «Он так красиво за мной ухаживал! – вспоминала Лидия Ивановна. – Каждый день клумбы цветов обрывал для меня, серенады в парадной затягивал так, что жильцы дома милицию вызывали... На Новый 1941 год он сделал мне предложение. Расписаться так не успели. Началась война, и Леша ушел на фронт. Обручальные кольца он завернул в тряпочку и спрятал под половицу. «Ты меня, главное, дождись! Я скоро вернусь, и мы сразу же сыграем свадьбу», – обещал он». Вернуться Смирнову довелось лишь к концу войны – его комиссовали из армии в связи с тяжелой контузией. «О своем возвращении он мне не сообщил. Его мама позвонила и пригласила меня домой, – говорила Маслова. – Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Открыла я дверь в комнату – и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, – лениво повернулся он в мою сторону. – Ну как дела?» Я так и застыла на месте. «Лешка, я тебе пирог принесла». – «Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!» – вскипел он». Больше они не общались. Через два года Лидия Маслова вышла замуж за другого. А утром нашла под дверью букет цветов и бумажный конверт. Там лежали два так и не пригодившихся обручальных кольца и записка: «Будь счастлива». Лишь много лет спустя Лидия Ивановна узнала, что из-за контузии Смирнов не мог иметь детей и не захотел портить жизнь любимой девушке...
Скромный герой
Защищать Родину Алексей Смирнов пошел добровольцем: двухметрового силача взяли в разведку. За мужество и героизм, проявленные на фронте, его наградили орденом Славы II и III степеней и одиннадцатью другими боевыми наградами. Но рассказывать о своих подвигах скромный актер не любил. «Никто из театральной труппы до 1954 года не знал о боевых заслугах Смирнова, – рассказывал Владимир Пашков, директор Ленинградского театра музыкальной комедии, куда актер устроился после войны. – Однажды мы гастролировали в закрытом городе Капустин Яр. В выходной день мы с Лешей пошли смотреть, как растут арбузы. У Леши было странное хобби: он коллекционировал насекомых и пресмыкающихся. Так что на поле он сразу принялся ловить насекомых. Неожиданно мы вышли на огромную поляну. Смотрим, горит костер, люди в шезлонгах отдыхают. У Лешки на шее висела змея, в руках он держал десяток жуков... Вдруг он все это бросает и строевым шагом направляется к одному из шезлонгов. «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!» – отрапортовал он. Я присмотрелся: перед нами – сам маршал Жуков. «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» – «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт». В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги».
Одинокий чудак
Если маршала Жукова жучки бойца Смирнова не напугали, то устроить личную жизнь это увлечение Алексею Макаровичу сильно мешало. «Он пытался встречаться с девушками, но из этого ничего не выходило, – вспоминал коллега Смирнова по театру музыкальной комедии Владимир Владимирович. – Помню наши гастроли в Симферополе. Мы выступали в Доме офицеров. Его художественный руководитель, молодая женщина, призналась мне, что давно влюблена в Смирнова. Я организовал им встречу. Вернулся через три часа. Подхожу к нашей гостинице и слышу голос Лешки: «Строение колорадского жука интересно тем, что...» Как выяснилось позже, все три часа Смирнов рассказывал девушке про свою коллекцию насекомых. Заметив меня, она буквально закричала: «Владимир, проводите меня до дома!» На всех гастролях он то и дело собирал жучков или бегал по книжным базам, чтобы подписаться на редкое издание. Однажды в Кутаиси наши девчонки заметили у себя в номере скорпиона, с визгами прибежали к нам. Так Лешка забыл про всё и бросился к ним в комнату ловить «экземпляр». Ну как в такого чудака можно влюбиться?!» И тем не менее Смирнова любили – его киногероев вся страна просто обожала!
Бесценный актёр
Любили Смирнова и режиссеры. Любили за яркую натуру, о которой его коллега Олег Белов рассказывал так: «Впервые я увидел Алексея во время съемок фильма про жизнь конькобежцев. Зимой мы сидели на открытых трибунах и изображали зрителей. Смирнов тоже был в массовке. Не заметить его было трудно. Все мерзнут, зубами стучат, а он сидит и ест… мороженое! Оператору это так понравилось, что он все время снимал его крупным планом». Любили и за то, что работать со Смирновым было очень легко: он понимал режиссера с полуслова и сразу соглашался на любые трюки. Надо было тянуть тигра за хвост в «Полосатом рейсе» – Алексей Макарович целый месяц часами сидел у клетки с животным и беседовал с тигром Пуришем, приучая его к себе. А потом отыграл опасную сцену без дублера. Надо было во время съемок «Айболита-66» 17 дней торчать в вонючем болоте, кишащем пиявками, – Смирнов не жаловался. А когда Ролан Быков пригласил актера в другой свой фильм – «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» – и заставил нырять в ледяную воду, Смирнов согласился без вопросов. Остальные исполнители, кроме самого Быкова и Зиновия Гердта, отказались наотрез.
Неуправляемый храбрец
Порой, правда, отвага Алексея Макаровича переходила разумные границы. Режиссер Юрий Цветков вспоминал: «У меня в «Весенней сказке» он снимался с медведем. Для тех, кто не знает, скажу: это самый страшный хищник. Так что играл медведь в наморднике – его просто заклеивали искусственной щетиной. И вот снимаем сцену, в которой Смирнов спит на пеньке, а к нему подходит мишка. Смотрим на медведя – и мурашки по спине: он, довольный, широко открывает пасть без всякого намордника. Подходит к актеру и ставит лапу ему на живот. А храбрец Смирнов бьет хищника по морде два раза! После чего тот... мирно отходит. Это был единственный дубль, он вошел в картину. Но мы за эти несколько минут поседели... Дрессировщик, тщательно подпоенный Алексеем Макаровичем накануне, после этого сказал: «Больше я со Смирновым не снимаюсь». Оказывается, у них был уговор убрать поводок, а намордник артист снял сам... В другой сцене Смирнов выпивал горшок со сметаной. Он до того любил подурачиться во время съемок, что, выпив, взял да надел горшок на голову. А снять фаянсовый горшок невозможно! Мы стучали молотками, пытались ухватиться тисками – перепугались не на шутку. Когда злосчастная посудина все-таки треснула, у Смирнова на голове осталась здоровенная шишка... Вот такой неуправляемый был Алексей Макарович». Но всё же в первую очередь коллеги вспоминают безграничную доброту Смирнова, которая была столь же велика, как он сам.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: