Владимир Меньшов: Чему верит Москва
История непростого покорения столицы провинциальной девушкой, показанная Владимиром Меньшовым в его оскароносном фильме «Москва слезам не верит», наверняка получилась столь убедительной, потому что режиссер в свое время сам приехал в Москву из Астрахани. И его путь к успеху был весьма тернист. Так что к своему 75-летию, которое он отметит 17 сентября, Владимир Валентинович лучше всех может рассказать, что Москва верит...
...ДВАЖДЫ ВЫЖИВШЕМУ
Судьба начала испытывать Владимира Меньшова на прочность еще в детстве: мальчик дважды оказывался на грани жизни и смерти. Сначала он серьезно заболел малярией – после этого сильные приступы лихорадки преследовали Володю лет до двадцати. А в 6 лет его подкосило крупозное воспаление легких, которое тогда считалось практически неизлечимым. У мальчика начался отек легких, врачи признали его безнадежным, но ребенок чудом поправился. «Мне кажется, смертельные болезни кроме укрепления иммунитета влияют на формирование тебя как личности, – считает Владимир Валентинович. – Начинаешь ощущать, что высшие силы почему-то оставили тебя жить на этой земле. И нужно вернуть долг…» Положительной стороной слабого здоровья стало и то, что Меньшова не взяли в армию. После этого его отец, сотрудник НКВД, оставил мечту о военной карьере сына и позволил Владимиру заниматься, чем он хочет. А тот мечтал о волшебном мире кино...
...ШАХТЁРУ С НОГАМИ КАВАЛЕРИСТА
Мечты эти чуть не разбились о суровую реальность: поступить в театральный вуз Меньшову удалось лишь с четвертого раза! «На каждый Новый год я писал записку, сжигал и пепел выпивал с шампанским под бой курантов. Просил одно: «Поступить!» – вспоминает он. – В промежутках между неудачными попытками я набирался жизненного опыта: работал токарем на заводе, матросом на водолазном катере, шахтером. Я придумал такой ход: поработать на земле, под землей, на воде. Надеялся, что всё пригодится. И действительно, хотя про шахтеров и моряков я кино не снял, но людей узнал. А чтобы ничего не забыть, вел дневники – в них полно наблюдений. Некоторые я вставил в фильмы. Например, выражение «Пельмени разлепить, будем делать котлеты!» досталось «Зависти богов». Наконец на четвертый год Меньшова приняли в Школу-студию МХАТ, чему он сам сильно удивился: «Я же был неказистый, среднего роста, худой, да еще ноги, как у кавалериста. Этого почему-то не заметили. Только потом учитель по танцам ахнула: «Меньшов! Что же мне с тобой таким делать?!» Но было уже поздно...»
...НЕПРАКТИЧНОМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОЛХОЗА
Однако исполнение заветной мечты вовсе не было ключом от счастья. «Уже на втором курсе, когда нужно было репетировать отрывки, выяснилось, что стою я немного, – признается Владимир Валентинович. – Я обнаружил, что делю в табели о рангах первое-второе место с конца с Димой Чуковским, внуком Корнея Ивановича. Но Дима по профессии не стал работать, а для меня актерская никчемность была тяжелым открытием...» Особенно трудно оно переживалось из-за любви к Вере Алентовой, первой умнице и красавице курса. Но, к изумлению Меньшова, эта страсть оказалась взаимной. Вера вышла за него замуж и была единственной, кто не сомневался в его талантах. Оказалось, не зря. «Мой друг Шурик Павловский снимал фильм «Счастливый Кукушкин». Артисты Михалков и Куравлев не захотели у него сниматься, и Шурик вдруг вспомнил: «Володя, ты же артист! Выручай!» – вспоминает Меньшов. – Благодаря этой первой картине меня заметили и предложили роль председателя колхоза в фильме «Человек на своем месте». Фильм этот страшно полюбило начальство, и я автоматически стал любимцем. В том числе Николая Трофимовича Сизова, генерального директора «Мосфильма». Он вызвал меня и говорит: «Чего хочешь – проси». Казалось очевидным, что просить надо было квартиру – в то время Владимир жил в одном общежитии, а Вера с маленькой дочкой Юлей – в другом. Но у Меньшова вдруг выскочило: «Хочу снимать кино!»
...«ЛИПОВОМУ» РЕЖИССЁРУ
Впрочем, это было не вдруг. Усомнившись в своем актерском таланте, Меньшов обратил взор в сторону режиссуры и захотел учиться у Михаила Ромма, который тогда был фигурой номер один в советском кинематографе. Владимир просто пришел во ВГИК и... рассказал Ромму о своей судьбе. Режиссер, которого начало подводить здоровье, честно признался, что не знает, будет ли набирать еще курс, но обещал не забыть про Меньшова. Однако когда тот вернулся в Москву из Ставрополя, где отработал в драмтеатре по распределению, последние студенты Ромма уже успели стать второкурсниками... «Но специально для меня он придумал аспирантуру по режиссуре, – вспоминает Меньшов. – Таким образом я мог посещать все занятия с его курсом. Вот только вместо нормального режиссерского диплома мне светило мифическое звание кандидата наук. Так что я теперь совершенно незаконно занимаю место режиссера-постановщика «Мосфильма»: у меня нет никакого нормального документа – просто бумажка об окончании аспирантуры. Но зато я имел возможность общаться с Михаилом Ильичом гораздо больше, чем обычные студенты...» И вот при поддержке Сизова, Меньшову стали предлагать сценарии, среди которых был и музыкальный фильм «Розыгрыш». Картина оказалась очень успешной. А вторым фильмом Меньшова стала «Москва слезам не верит», которая получила кинопремию «Оскар».
...НЕВЫЕЗДНОМУ «ОСКАРОНОСЦУ»
Казалось бы, уж после такой кинонаграды карьера любого режиссера должна пойти как по маслу. Не тут-то было. Для начала Меньшова за заветной статуэткой не выпустили. Вместо нее награду в США получил атташе по культуре, он же сотрудник КГБ. «Потом я узнал, что на меня в КГБ лежали два доноса, – говорит Владимир Валентинович. – Я же не стеснялся высказываться прямо и резко по любому поводу... У моего фильма были премьеры по всему миру, а я не мог выехать. К счастью, выпускали Веру. Она объездила больше 20 стран». Меньшову же выдали премию 40 тысяч рублей, которую он потратил на «Волгу» и... банкеты в ресторане Дома кино. Однако работе это не помогло: следующую картину режиссера «Любовь и голуби» приняли в штыки. «Худсовет требовал убрать сцены, где герои выпивают, – в стране шла кампания борьбы с алкоголизмом. Я сопротивлялся, – объясняет Меньшов. – В итоге меня сняли с должности режиссера, вычеркнули из титров и дали перемонтировать картину другому человеку. Он добросовестно перекраивал мой фильм три месяца. Я эти месяцы еле пережил: не мог спать, боялся, что смоют пленку...» К счастью, картина понравилась партийному руководству, и ее выпустили на экраны в первозданном виде. Это был очередной успех.
...УЧИТЕЛЮ-КОРМИЛЬЦУ
В канун своего 75-летия «бесперспективный» актер Владимир Меньшов снимается параллельно в семи картинах. А еще успевает преподавать во ВГИКе. «Мы с Верой помогаем студентам, как когда-то помогал нам Михаил Ильич Ромм, – признается он. – Кого-то приходится подкормить, кому-то оплатить обучение. А деньги это не маленькие – семестр сто тысяч рублей. Я стараюсь к себе на курс во ВГИК взять талантливых ребят из глубинки. Понимаю, если человек приехал с Камчатки или из Владивостока, его надо брать уже за то, что он добрался до столицы. Я ему обязательно дам шанс узнать свое предназначение и реализовать его. Потому что это – главное в жизни».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: