Культурный альянс 02-12-12 Часть 2 - Резо Габриадзе
Авангард
Его называют театром-легендой, уникальным явлением в жизни города. Санкт-Петербургскому Интерьерному театру — 25 лет. Роль театра режиссер Николай Беляк видит в посредничестве — между городом и горожанином, между прошлым и настоящим: «Специфика Петербурга именно в его «всемирности». Различные стили, представленные здесь, соотносятся в одном пространстве и не разрывают его, а, взаимообогащаясь, создают тот самый уникальный петербургский образ. Именно театральные формы тут оказываются наиболее пригодными, ведь сам театр — это искусство жить в культуре, это зерно культуры, это образ мира, способ существования и мера условности», - пишет «Новая газета».
Тренд
В Томске работает уникальный кукольный театр, почти все куклы там - роботы. Населяют театр более 300 механических актеров. Все они способны самостоятельно двигаться и разговаривать благодаря особым устройствам. А заслуга в этом Владимира Захарова, который и соорудил все электронные системы и механизмы. До того, как стать кукольником, Владимир работал инженером-робототехником. В каждую куклу встроен персональный компьютер. Благодаря электронике каждый персонаж может двигаться и непринужденно болтать с посетителем. Электронная начинка есть даже у декораций.
Актуально
Новый спектакль минского театра «Дом солнца» – это история о жизни и творчестве известного художника-авангардиста Марка Шагала. «Ангел Шагал над крышами» создан при участии экспериментального театра «Движение» и Центра современных искусств. В постановке гармонично совмещены элементы кукольного, драматического, теневого, пластического театров и тонко передан дух творчества художника, его переживания, связанные со смертью любимой жены, роль Беллы в жизни и творчестве Марка Шагала. Все куклы, костюмы и декорации к спектаклю созданы участниками и актерами театра «Дом Солнца», - пишет белорусский блогер «Волха».
Арт-ревью
Резо Габриадзе! Даже не зная имени, вы хорошо знаете этого человека. Прежде всего, по более чем трем десяткам фильмов, которые созданы по его сценариям разными режиссерами. Многие из тех картин давно стали по-настоящему народными. Или получили статус «культового кино».
Вечно сидеть в им же самим придуманном «пепелаце» и просто сочинять истории для кино, когда внутри столько нежности и боли, не в духе Резо Габриадзе. Долгие годы этот невероятный человек прорывался к извечному праву художника создать свой собственный мир. Наконец ушел из кино, где был так успешен, и основал Театр Резо Габриадзе. Он шел к нему 20 лет.
В этом ноябре Театр Резо Габриадзе привез в Пермь два спектакля: знаменитую «Сталинградскую битву» и «Рамону» - трогательный сюжет о любви двух паровозов. Оба спектакля как будто бы тяготеют к сказке – не волшебной, но народной, плутовской. Рядом с человеческими персонажами в обеих историях действуют на равных лошадки, курица, телеграфный столб... Однако, наполненные остроумными деталями и пронзительными мыслями о времени и жизни, и «Сталинград» и «Рамона» уводят своего зрителя дальше… К мифу?..
Наталья Овчинникова, критик: «Это потрясающе! Видно, что этот человек глубоко влюблен в то, что его окружает: в каждую веточку, в каждую песчинку. Не случайно в первом спектакле, в «Сталинграде», наверное, одна из лейтмотивных тем – тема перселения душ. Душа человека переходит в камень, в муравьишку. Она пульсирует и все сама собой одухотворяет».
Театр Резо Габриадзе – странный, крошечный, уникальный мир. Все, что в этом мире рождается, живет, играет блестками, любит, плачет, улыбается (а это могут быть даже самые малые существа. И предметы!), подчинено доброй Воле Мастера. Написать сценарий, нарисовать персонажа, выбрать музыку, свет, цвет… Словом, в этом мире Резо Габриадзе - Демиург! В его власти даже Актера создать по своему образу и подобию…
Владимир Мельцер, аниматор, Театр Резо Габриадзе: «Буквально все, до последней палочки, все делает он сам. Сперва в виде эскизов тушью. И в цвете. Потом лепит в пластилине образы. И как характер подойдет к той или иной фразе - даже к фразе! - не то, что к образу этой куклы, он меняет величину носа, глаз. От того, как бы человек мог произнести эту фразу. Вот допустим: Я люблю тебя! Все ведь произносят по-разному».
Спектакли Резо Габриадзе не претендуют на супероригинальность, не потрясают спецэффектами, не пытаются шокировать. В них есть другое: почти «чаплинская простота», искуснейшая изысканность художника, наивность ребенка, мудрость старика…
Вы не удивляетесь увиденному. Вы узнаете в этих историях себя и свое. Что-то такое, очень глубинное, что в вас всегда было, но куда-то подевалось со временем. Что-то невероятно родное, теплое, вечное, справедливое и прекрасное – самое лучшее, что только может быть в человеке.
Дмитрий Заболотских, режиссер: «Это, конечно, спектакль немножко не из сегодняшней культуры. За ним чувствуется огромный шлейф всей истории страны. Хотя это какой-то такой фонтан детских почти образов. Но, как ни странно, в этой легкой истории есть очень пронзительная, грустная и какая-то ностальгическая нота. Конечно, это самое настоящее, большое искусство».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: