Культурный альянс 02-12-12 Часть 3 - Советское
«В Литве кипят дебаты о советских комедиях, популярности «Русского радио» или «советских» сосисках», - пишет литовская газета «15 минут» и цитирует Гинтаутаса Мажейкиса, профессора Каунасского университета: «Советские символы охватывают многое – ностальгию, память, мы придаем им историческое и политическое значение. Этим пользуются различные компании, продающие свои продукты тем, кто чувствует ностальгию. Потребителям предоставляют не советские картины и продукты, которые делаются все дороже и труднодоступнее, а заново производимые вещи. Создаваемый сейчас СССР отличается от бывшего – такой СССР привлекателен для рынка».
Арт-ревью
В Москве открылась фотовыставка, посвященная Никите Хрущеву – одному из самых ярких политиков советской эпохи. Взгляд со стороны: во время официального визита, на военном корабле, дома или на берегу моря. Взгляд на него одного – известного всем, но, кажется, так и не понятного никому. Никита Сергеевич Хрущев одновременно становился человеком года по версии журнала «Тайм» и героем едких карикатур «Шпигеля». Над его рубашкой-украинкой посмеивались за океаном и на родине, но внимательно следили за каждым словом. Сочетание новаторского и конформистского, смешного и трагичного вызывает и сегодня интерес к Хрущеву и его эпохе.
Технология
«Не только у нас есть ностальгия по советскому прошлому, - пишет украинский блогер Алексей Перваков. - В баварском городке установили новый светофор с идущим человечком в шляпе – символом ностальгии бывших жителей ГДР. Человечек, созданный в 1961 году, должен был исчезнуть после объединения Германии. Но дизайнер Маркус Хэкхаузен буквально подобрал его со свалки. Продукты с изображением светофорного человечка из ГДР стали достоянием общественности. А впоследствии появилось движение в его защиту. В 1997 году светофоры с узнаваемыми фигурками начали возвращаться на улицы восточногерманских городов».
Позиция
Как известно, одни гости уходят, не прощаясь, а другие прощаются, но не уходят. Советский образ жизни если и уходил, то много чего забыл забрать с собой. Пермь, как и другие города под завязку набита символами былой эпохи.
Одних такие приветы из прошлого раздражают самим фактом своего существования, других — радуют, ненадолго по красным дням советского календаря. У кого-то вызывают чувство гордости, напоминая об успехах индустриальной революции, а у большинства вообще не порождают особого внимания или идейных разногласий.
Людмила Лекомцева, психолог: «Мы не знаем, что будет в будущем, поэтому оно всегда нас немножко страшит. Что там будет? Это неизвестное. А прошлое — это прожитое. Поэтому это не страшно, это — интересно».
Былой принцип «советское - значит отличное» сегодня может звучать как «советское — значит привычное». На пермских кухнях еще хранят сахар знаменитые «банки в горошек», и кто-то по привычке складирует продукты «про запас», а старые радиоприемники «на ура» выдают былые шлягеры. Быт консервативен, вот советское в нем и выживает успешно. Но отчего советский стиль завоевывает городские пространства?
Дмитрий Лапшин, заместитель начальника департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Перми: «Здесь четко выраженная среда, и она имеет характеристики сталинской эпохи. И архитектору ничего не остается, только как подыграть этой среде и отработать именно в этом ключе, потому что, на самом деле, это, может быть, и наиболее простой шаг. Чтобы органично вписаться, нужно имитировать эти приемы».
Сталинский ампир — это не только идеология. Для многих - это символ молодости и привычная среда обитания. На перекрестках снова продают пончики в сахарной пудре. Наверное и не совсем советское изобретение, но мы-то помним, что именно они 2 десятка лет назад стоили рубль за кило. Может быть, в этих теплых воспоминаниях истоки дизайнерской моды на оформление интерьеров современных кафе и ресторанов по правилам неприхотливого советского сервиса пельменных и пирожковых?
Владислав Соколов, шеф-повар «Пельменной №1»: «Стремимся, всё бежим куда-то. Торопимся. Нас европейский стиль захлестнул с головой. Нам не осталось уюта домашнего. А где мы получаем уют? Когда приходим домой к маме, бабушке. А там какой интерьер? Они же не живут у нас по европейским стандартам.. Там всегда салфеточки, там всегда какие-то кружевные цветочки, машина швейная старая стоит, комод... И нам сразу хорошо становится дома, уютно. Всегда накрыт стол - по-простому, по-домашнему».
Мир моды в последние годы чуть ли не молится на понятие «винтаж». Еще несколько лет назад содержимое бабушкиных сундуков считалось безнадежно устаревшим. Сегодня с выводами никто не спешит — невзрачная кофточка из старого комода может стать писком следующего сезона.
Светлана Мельчакова, модельер: «Если у вас у бабушек в сундуках остались какие-то винтажные вещи, вы можете стать состоятельным человеком, потому что они сейчас очень дорого стоят».
Ностальгия молодеет на глазах. Совсем недавно весь мир пережил бум «второй молодости» 80-х, когда на пик популярности снова вышло диско, неон, кожзам и кроссовки по старым лекалам. Для одних — модный тренд, для других — почти полное дежа вю.
Светлана Мельчакова, модельер: «Мода очень циклична. Понятно, что она развивается по спирали. Надо считать, что если вещи 15 лет, то она немодная. Но если вещи 30 лет, то она уже винтажная».
Надежда Беляева, президент Пермской художественной галереи: «Вот это попытки что-то взять из истории и привнести в то изобилие, которое есть, но удовлетворения нет, или просто просто понять жизнь, исторически которая была совсем недавно, и люди от чего-то другие... Наверное, у общества этот свой интерес к ХХ веку».
Советское становится все менее однозначным, все более загадочным. Телеканалы и книжные сети, ориентируясь на рейтинги, все больше интересуются людьми советской эпохи. В Перми, например, формируется даже своеобразный «культ Коноплева» - долгожителя регионального политического олимпа. Один из самых ярких пермских авторов — журналист Светлана Федотова не понаслышке знает о переплетениях судеб и эпох. Ее взгляд из современности каждый раз открывает новый сценарий понимания советского прошлого.
Светлана Федотова, писатель: «Что-то есть такое в этой математике, что, может быть, мы еще до конца не поняли. И то, что люди будут оборачиваться назад и при этом смотреть вперед — это будет всегда».
В телеэфире термин «старье» по отношению к фильмам советских лет сменили на «отечественная киноклассика». Разобранные на цитаты, киноафоризмы стали неотъемлемой частью современности, где никому не надо объяснять, почему «наши люди в булочную на такси не ездят». Группа Стаса Намина хиты 70-х годов перезаписывает в студии на Эбби Роуд в Лондоне. Ну а кафе или рестораны в погоне за клиентом приглашают коллективы, поющие про «клен над речной волной».
Вадим Королёв, руководитель ВИА «НЕВА»: «Мы оттуда берем то, что нам было по душе, то, что мы считаем самым лучшим. Это музыка. Мы же не берем то, что было в магазинах, когда по карточкам было все. Но музыка-то — она оттуда на самом деле. Она душевная, добрая, мелодичная... Поэтому мы ее оттуда берем».
Эксплуатация советского — хороший маркетинговый ход. Советские стереотипы еще крепко сидят в головах покупателей. Надо только знать, как их расшевелить. Сине-белый орнамент на банке сгущенки не вызывает сомнений соотечественников: это этикетка от сгущенного молока.
Присмотритесь к полкам магазинов — пермские конфеты по рецептам 56 года, «Тархун» и «Байкал» с «оригинальным» вкусом, килька в томате и плавленые сырки в фольге. Частенько новое — это старое, которое еще даже не успели хорошо забыть. Давно пережил свое время вновь оказавшийся в ходу советский знак качества. Просто многочисленные значки честных производителей и официальных поставщиков все вместе пока так и не смогли потеснить привычный бренд.
На выставку «Философия общего дела» Анатолий Штейников пришел с особым чувством. Он изображен на одной из картин - экспозиция стала для него своеобразной машиной времени.
Анатолий Штейников: «На заводе Ленина работал сталеваром в то время, начинающим сталеваром, было мне в то время 29 лет».
Пермская галерея попыталась представить другой взгляд на искусство советской эпохи, интригуя неожиданными прочтениями вроде бы знакомых или подзабытых картин и текстов. Советское — больше чем мода или привычка. Это сложный и противоречивый синтез политических традиций, бытового опыта, памяти и пережитых чувств. Наверное, каждый находит что-то свое в навсегда вбитом в умы россиян «Союза нерушимых...»
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: