Яндекс.Метрика
  • ГТРК «Пермь». Прямой эфир

    • Вести ПермьРоссия 1Россия 24Радио МаякРадио РоссияВести FM

Реформа ОСАГО: что нас ждет и кто от этого выиграет?

В Государственную думу внесен законопроект о реформе ОСАГО. Его должны утвердить в осеннюю сессию парламента. Если документ пройдет, новый закон позволит страховщикам устанавливать свой тариф на обязательную «автогражданку», сделав его более индивидуальным. Что ждет автовладельцев и оправдаются ли их опасения о том, что цены на ОСАГО вырастут?

В чем суть реформы?

Изменения направлены на то, чтобы тариф для водителей определялся в зависимости от степени риска, который они создают на дороге. Так, аккуратные водители, не нарушающие ПДД, получат скидку, а лихачи, совершающие грубые нарушения, начнут платить за полис больше. Цель законопроекта - сделать ОСАГО более справедливым и индивидуализированным.

Первые шаги в этом направлении сделаны. Так, 9 января стартовала первая часть реформы: если раньше при расчёте цены полиса всех автовладельцев делили на четыре категории, то сейчас градаций возраста и стажа стало уже 58. Опытные водители старше 30 лет и с опытом управления свыше 10 лет получили понижающий коэффициент. Кроме того, у страховых компаний свобода в определении тарифа стала выше: тарифный коридор, в рамках которого они могут его устанавливать самостоятельно, был расширен на 20%.

Для дальнейшей индивидуализации тарифов, помимо прочего, планируется отменить действующие тарифные коэффициенты, не влияющие на аварийность. Речь идет о территориальном коэффициенте, а также о надбавке за количество лошадиных сил. При этом появятся новые коэффициенты, зависящие исключительно от стиля вождения автовладельца.

Оправдаются ли опасения автовладельцев о росте цен и кто вообще выиграет от реформы?

Похоже, что опасения не оправдаются. Уже сейчас Центральный банк рапортует о ежемесячном снижении цены обязательной «автогражданки». Так, за первые полгода, прошедшие с начала реформы, цены на ОСАГО стали ниже примерно на 6%. При этом снижение отмечено в 81 регионе РФ.

Сама реформа устроена таким образом, что выиграть от нее должны аккуратные водители, которые получат скидки за безаварийную езду. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), таких в России большинство - более 85%.

А те автовладельцы, которые переплачивают сейчас за то, что живут в регионе с высоким территориальным коэффициентом или ездят на машине с большим количеством «лошадей», получат дополнительный «бонус», поскольку коэффициенты, из-за которых они платили больше, будут отменены.

Например, в Челябинске базовый тариф сейчас по умолчанию умножается на 2,1 для всех водителей, в Москве и Казани – на 2, в Санкт-Петербурге – на 1,8 и т.д. Владелец автомобиля мощностью двигателя свыше 150 л. платит за ОСАГО с повышающим коэффициентом 1,6Однако экспертное сообщество, в том числе РСА, ГИБДД и некоторые независимые эксперты, сошлись на том, что мощность двигателя не влияет на аварийность, а потому не должна учитываться при расчете тарифа.

Когда и как именно будет осуществлена реформа?

Реформа уже частично запущена. В начале 2019 года стартовал первый этап: регулятор расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Коэффициент «возраст-стаж» пополнился новыми позициями, в результате чего опытные водители получили дополнительные скидки. Еще был изменен порядок присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) - скидки за безаварийное управление транспортным средством. Сейчас при наличии нескольких КБМ за автовладельцем закрепляется один - самый низкий, который не сгорает даже в случае перерыва в вождении.

Следующий этап, при условии согласования законопроекта, запланирован на 2020 год. Вместе с введением новых коэффициентов (за грубые нарушения ПДД, манеру вождения) и отменой некоторых действующих (территориального, надбавки за мощность двигателя) предлагается расширить тарифный коридор на 40% вверх и вниз, а затем - еще на 30%.

В перспективе обсуждается установление полностью свободного ценообразования ОСАГО. После проведения второго этапа реформы Центробанк будет следить за ценами, и если полисы не подорожают, то тарифы могут отпустить в свободное плавание. Возможно, рынок будет полностью освобожден от госрегулирования к 2023–2025 году.

А что, если цены все же повысятся?

Первые результаты реформы показывают, что такое развитие событий крайне маловероятно. Дело в том, что после того, как регулирование тарифов по ОСАГО перестало быть таким жестким, включились рыночные механизмы. на рынке страхования в России достаточно сильная конкуренция, а компании заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, ведь они приносят прибыль. Поскольку таких водителей гораздо больше, то стоимость полиса для них должна снизиться.

Однако если «что-то пойдет не так», то ситуацию отрегулирует Центральный банк, который мониторит рынок ОСАГО практически в режиме онлайн. Зачем менять существующую систему?

Есть две цели. Первая - сделать тарифы более справедливыми. Сейчас лихачи и нарушители платят столько же, сколько добросовестные водители. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, клиенты, создающие наибольшие риски на дороге, разрушают 40% ценности всего портфеля ОСАГО.

Вторая - предотвратить возможный кризис на рынке. Согласно результатам исследования аудиторской компании KPMG, в этом году рынок ОСАГО покинут от трех до пяти игроков из топ-20. В 2018 году с рынка ушли 12 компаний, занимавшихся ОСАГО. Основная причина - убытки.

Текущая ситуация в отрасли не способствует прибыльности сегмента, поскольку регулирование не учитывает экономику рынка. В результате отдельные страховщики уходят. Потребители, конечно, это замечают, ведь офисы закрываются и в некоторых регионах становится все сложнее приобрести страховку. К тому же проблемы с прибыльностью отражаются на качестве услуг, в том числе на скорости урегулирования убытков.

ОСАГО вряд ли будет приносить большую прибыль, однако хотя бы минимальная маржинальность должна быть. В Европе даже при свободном ценообразовании рентабельность сегмента ОСАГО не превышает 10%.

Как это работает за рубежом?

В странах Азии и ряде стран Европы цены на ОСАГО сегодня регулируются рынком, а в некоторых западных странах вообще никогда не было госрегулирования.

Например, в Германии свободные тарифы действуют с 1994 года. До реформ полис ОСАГО в среднем обходился в 300 евро. Спустя пять лет после отмены госрегулирования средняя стоимость снизилась до 250 евро. В 2010 году полисы стоили чуть дороже 200 евро. К 2015 году средняя стоимость обязательной «автогражданки» повысилась до 248 евро, однако выше 260 евро уже не поднималась.

В Германии действует множество персональных параметров. Например, страховщики обращают внимание на тип автомобиля, регион регистрации, пробег, род занятий владельца. Дороже всего страховка обходится клиенту, только что получившему права: тариф составляет 245% от базовой стоимости полиса. Безаварийные водители получают скидку. Опытному водителю с 30-летним стажем безаварийной езды полис обходится в 17% от стоимости.

Во Франции водитель получает скидку за каждый безаварийный период, а если он попадает в ДТП - надбавки. При этом в любом случае после двух лет безаварийного вождения стоимость страховки не может превышать 100% от базовой стоимости.

В Италии, кстати, женщины платят за ОСАГО меньше, поскольку считается, что они ездят аккуратнее.

В США итоговая сумма рассчитывается по формуле, учитывающей около 30 позиций. Смотрят как на автомобиль - год выпуска, пробег, класс, так и на самого водителя - его социальный статус, место работы, владение недвижимостью, манеру вождения, а также цель поездок и даже используемое топливо.

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»


Опубликовано: 16.08.2019 в 13:12 в рубрике - Новости регионов России

Комментарии

К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!


Добавить комментарий:

Все поля должны быть заполнены.

Имя

Электронная почта

Текст комментария:
Вводите только текст. HTML-форматирование удаляется автоматически.

Перезагрузить картинку можно кликнув по ней.  

Введите цифры с картинки.

Обратите внимание

в Перми

Стоимость билетов в городском транспорте подорожает с 1 декабря
Администрация Перми планирует увеличить цену проезда на 20-30 процентов
14.10.2019 в 10:54

«Забавные» инопланетяне рядом с нами
Пришельцы высадились в Перми, и создали зону развлечений
10.10.2019 в 22:33

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 10.10.2019
Главные информационные итоги дня
10.10.2019 в 21:02

Профессиональная студия звукозаписи в Перми. Прайс-лист
Уникальная акустика теперь доступна для работы профессионалам и любителям
09.10.2019 в 11:32

Безопасна ли дорога в школу в Перми
Новые правила обеспечения безопасности детей заработали в Перми
09.10.2019 в 09:55

В России

Грандиозная оптическая стройка «Ростелекома» ознаменовалась милионным абонентом на Урале
А также благодаря модернизации сетей, на Урале зафиксировал рекорд по объёму потребления трафика
10.10.2019 в 10:23

Лучшие из Транснефти
В честь юбилея лучшие работники предприятия награждены ведомственными наградами. Среди них Александр Донич, сотрудник подразделения АО "Транснефть-Прикамье" в Осенцах
10.10.2019 в 09:51

Профессиональная студия звукозаписи в Перми. Прайс-лист
Уникальная акустика теперь доступна для работы профессионалам и любителям
09.10.2019 в 11:32

В Пермском крае ЕНВД отменят с 2020 г. Как идет подготовка к реформе
В материале обзор позиции ведомств и предпринимателей
04.10.2019 в 18:57

Фестиваль плова в центре Перми
В кафе с символичным названием Узбечка, сегодня вечером проходит фестиваль плова.
02.10.2019 в 21:28

Стоимость билетов в городском транспорте подорожает с 1 декабряСтоимость билетов в городском транспорте подорожает с 1 декабря

Остаться без газа в Пермском крае можно не только за долгиОстаться без газа в Пермском крае можно не только за долги

Бур асыв, Пермскöй край!Бур асыв, Пермскöй край!

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 11.10.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 11.10.2019

Вести Кудымкар 11.10.2019Вести Кудымкар 11.10.2019

«Забавные» инопланетяне рядом с нами«Забавные» инопланетяне рядом с нами

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 10.10.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 10.10.2019

Призыву на военную службу этой осенью подлежит около 3000 жителей ПрикамьяПризыву на военную службу этой осенью подлежит около 3000 жителей Прикамья

Грандиозная оптическая стройка «Ростелекома» ознаменовалась милионным абонентом на УралеГрандиозная оптическая стройка «Ростелекома» ознаменовалась милионным абонентом на Урале

Научиться высокой кухне просто и незатратноНаучиться высокой кухне просто и незатратно

8 способов повысить CTR8 способов повысить CTR

Лучшие из ТранснефтиЛучшие из Транснефти

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 09.10.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 09.10.2019

Одна на миллионОдна на миллион

Профессиональная студия звукозаписи в Перми. Прайс-листПрофессиональная студия звукозаписи в Перми. Прайс-лист

Безопасна ли дорога в школу в ПермиБезопасна ли дорога в школу в Перми

Ветераны войны, которые не имеют права на новую квартиру?Ветераны войны, которые не имеют права на новую квартиру?

Чем закончится спор владельцев гаражей в Разгуляе с мэриейЧем закончится спор владельцев гаражей в Разгуляе с мэрией

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 08.10.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 08.10.2019

В Перми химики из классического университета запатентовали основу для новых лекарствВ Перми химики из классического университета запатентовали основу для новых лекарств

Приставы спасли жизнь должникуПриставы спасли жизнь должнику

Проезд в Сёйву открытПроезд в Сёйву открыт

В Кудымкаре действующий глава не прошел в финал конкурса на пост мэраВ Кудымкаре действующий глава не прошел в финал конкурса на пост мэра

Вандалы разгромили набережную в ДобрянкеВандалы разгромили набережную в Добрянке

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 07.10.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 07.10.2019

На главную