Яндекс.Метрика
  • ГТРК «Пермь». Прямой эфир

    • Вести ПермьРоссия 1Россия 24Радио МаякРадио РоссияВести FM

Реформа ОСАГО: что нас ждет и кто от этого выиграет?

В Государственную думу внесен законопроект о реформе ОСАГО. Его должны утвердить в осеннюю сессию парламента. Если документ пройдет, новый закон позволит страховщикам устанавливать свой тариф на обязательную «автогражданку», сделав его более индивидуальным. Что ждет автовладельцев и оправдаются ли их опасения о том, что цены на ОСАГО вырастут?

В чем суть реформы?

Изменения направлены на то, чтобы тариф для водителей определялся в зависимости от степени риска, который они создают на дороге. Так, аккуратные водители, не нарушающие ПДД, получат скидку, а лихачи, совершающие грубые нарушения, начнут платить за полис больше. Цель законопроекта - сделать ОСАГО более справедливым и индивидуализированным.

Первые шаги в этом направлении сделаны. Так, 9 января стартовала первая часть реформы: если раньше при расчёте цены полиса всех автовладельцев делили на четыре категории, то сейчас градаций возраста и стажа стало уже 58. Опытные водители старше 30 лет и с опытом управления свыше 10 лет получили понижающий коэффициент. Кроме того, у страховых компаний свобода в определении тарифа стала выше: тарифный коридор, в рамках которого они могут его устанавливать самостоятельно, был расширен на 20%.

Для дальнейшей индивидуализации тарифов, помимо прочего, планируется отменить действующие тарифные коэффициенты, не влияющие на аварийность. Речь идет о территориальном коэффициенте, а также о надбавке за количество лошадиных сил. При этом появятся новые коэффициенты, зависящие исключительно от стиля вождения автовладельца.

Оправдаются ли опасения автовладельцев о росте цен и кто вообще выиграет от реформы?

Похоже, что опасения не оправдаются. Уже сейчас Центральный банк рапортует о ежемесячном снижении цены обязательной «автогражданки». Так, за первые полгода, прошедшие с начала реформы, цены на ОСАГО стали ниже примерно на 6%. При этом снижение отмечено в 81 регионе РФ.

Сама реформа устроена таким образом, что выиграть от нее должны аккуратные водители, которые получат скидки за безаварийную езду. По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), таких в России большинство - более 85%.

А те автовладельцы, которые переплачивают сейчас за то, что живут в регионе с высоким территориальным коэффициентом или ездят на машине с большим количеством «лошадей», получат дополнительный «бонус», поскольку коэффициенты, из-за которых они платили больше, будут отменены.

Например, в Челябинске базовый тариф сейчас по умолчанию умножается на 2,1 для всех водителей, в Москве и Казани – на 2, в Санкт-Петербурге – на 1,8 и т.д. Владелец автомобиля мощностью двигателя свыше 150 л. платит за ОСАГО с повышающим коэффициентом 1,6Однако экспертное сообщество, в том числе РСА, ГИБДД и некоторые независимые эксперты, сошлись на том, что мощность двигателя не влияет на аварийность, а потому не должна учитываться при расчете тарифа.

Когда и как именно будет осуществлена реформа?

Реформа уже частично запущена. В начале 2019 года стартовал первый этап: регулятор расширил тарифный коридор на 20% вверх и вниз. Коэффициент «возраст-стаж» пополнился новыми позициями, в результате чего опытные водители получили дополнительные скидки. Еще был изменен порядок присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) - скидки за безаварийное управление транспортным средством. Сейчас при наличии нескольких КБМ за автовладельцем закрепляется один - самый низкий, который не сгорает даже в случае перерыва в вождении.

Следующий этап, при условии согласования законопроекта, запланирован на 2020 год. Вместе с введением новых коэффициентов (за грубые нарушения ПДД, манеру вождения) и отменой некоторых действующих (территориального, надбавки за мощность двигателя) предлагается расширить тарифный коридор на 40% вверх и вниз, а затем - еще на 30%.

В перспективе обсуждается установление полностью свободного ценообразования ОСАГО. После проведения второго этапа реформы Центробанк будет следить за ценами, и если полисы не подорожают, то тарифы могут отпустить в свободное плавание. Возможно, рынок будет полностью освобожден от госрегулирования к 2023–2025 году.

А что, если цены все же повысятся?

Первые результаты реформы показывают, что такое развитие событий крайне маловероятно. Дело в том, что после того, как регулирование тарифов по ОСАГО перестало быть таким жестким, включились рыночные механизмы. на рынке страхования в России достаточно сильная конкуренция, а компании заинтересованы в привлечении аккуратных водителей, ведь они приносят прибыль. Поскольку таких водителей гораздо больше, то стоимость полиса для них должна снизиться.

Однако если «что-то пойдет не так», то ситуацию отрегулирует Центральный банк, который мониторит рынок ОСАГО практически в режиме онлайн. Зачем менять существующую систему?

Есть две цели. Первая - сделать тарифы более справедливыми. Сейчас лихачи и нарушители платят столько же, сколько добросовестные водители. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, клиенты, создающие наибольшие риски на дороге, разрушают 40% ценности всего портфеля ОСАГО.

Вторая - предотвратить возможный кризис на рынке. Согласно результатам исследования аудиторской компании KPMG, в этом году рынок ОСАГО покинут от трех до пяти игроков из топ-20. В 2018 году с рынка ушли 12 компаний, занимавшихся ОСАГО. Основная причина - убытки.

Текущая ситуация в отрасли не способствует прибыльности сегмента, поскольку регулирование не учитывает экономику рынка. В результате отдельные страховщики уходят. Потребители, конечно, это замечают, ведь офисы закрываются и в некоторых регионах становится все сложнее приобрести страховку. К тому же проблемы с прибыльностью отражаются на качестве услуг, в том числе на скорости урегулирования убытков.

ОСАГО вряд ли будет приносить большую прибыль, однако хотя бы минимальная маржинальность должна быть. В Европе даже при свободном ценообразовании рентабельность сегмента ОСАГО не превышает 10%.

Как это работает за рубежом?

В странах Азии и ряде стран Европы цены на ОСАГО сегодня регулируются рынком, а в некоторых западных странах вообще никогда не было госрегулирования.

Например, в Германии свободные тарифы действуют с 1994 года. До реформ полис ОСАГО в среднем обходился в 300 евро. Спустя пять лет после отмены госрегулирования средняя стоимость снизилась до 250 евро. В 2010 году полисы стоили чуть дороже 200 евро. К 2015 году средняя стоимость обязательной «автогражданки» повысилась до 248 евро, однако выше 260 евро уже не поднималась.

В Германии действует множество персональных параметров. Например, страховщики обращают внимание на тип автомобиля, регион регистрации, пробег, род занятий владельца. Дороже всего страховка обходится клиенту, только что получившему права: тариф составляет 245% от базовой стоимости полиса. Безаварийные водители получают скидку. Опытному водителю с 30-летним стажем безаварийной езды полис обходится в 17% от стоимости.

Во Франции водитель получает скидку за каждый безаварийный период, а если он попадает в ДТП - надбавки. При этом в любом случае после двух лет безаварийного вождения стоимость страховки не может превышать 100% от базовой стоимости.

В Италии, кстати, женщины платят за ОСАГО меньше, поскольку считается, что они ездят аккуратнее.

В США итоговая сумма рассчитывается по формуле, учитывающей около 30 позиций. Смотрят как на автомобиль - год выпуска, пробег, класс, так и на самого водителя - его социальный статус, место работы, владение недвижимостью, манеру вождения, а также цель поездок и даже используемое топливо.

Информационный проект «ОСАГО: общественная экспертиза»


Опубликовано: 16.08.2019 в 13:12 в рубрике - Новости регионов России

Комментарии

К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!


Добавить комментарий:

Все поля должны быть заполнены.

Имя

Электронная почта

Текст комментария:
Вводите только текст. HTML-форматирование удаляется автоматически.

Перезагрузить картинку можно кликнув по ней.  

Введите цифры с картинки.

Обратите внимание

В России

Старейший действующий авиаконструктор России отмечает 90-летие
90-летний юбилей отмечает, наверное, старейший действующий авиаконструктор России. Борис Матвеевич Конторович, заместитель главного конструктора ОДК-СТАР, более 60 лет занимается разработкой и созданием систем управления двигателей.
09.12.2019 в 22:16

Программа «ЭтНик» ― ступенька к привлекательности для этнокультурных НКО
Повысить привлекательность организации ― дело непростое. Особенно, если это некоммерческая организация, социально ориентированная, да к тому же занимающаяся сохранением и развитием национальной культуры или межнациональных отношений в определённом регионе.
28.11.2019 в 19:19

60 лет Строительному факультету Пермского Политеха
60-летие со дня основания отмечает сегодня Строительный факультет Пермского политеха.
22.11.2019 в 23:36

Смотреть кино и телевидение в новом качестве
Приставку для теле- и кинопросмотров, которая может работать без проводов и подключаться через интернет, представляет российский провайдер Ростелеком.
21.11.2019 в 23:56

Выбираем подрядчика на техническое обслуживание зданий и жилых домов
Недвижимость в России, как правило, оценивается как одно из основных и наиболее ценных материальных благ.
21.11.2019 в 17:49

Заповедное Прикамье. Специальный репортажЗаповедное Прикамье. Специальный репортаж

Старейший действующий авиаконструктор России отмечает 90-летиеСтарейший действующий авиаконструктор России отмечает 90-летие

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 09.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 09.12.2019

Популярные в России модели ToyotaПопулярные в России модели Toyota

На территории края «свежие» случаи гриппа пока не зарегистрированыНа территории края «свежие» случаи гриппа пока не зарегистрированы

Бур асыв, Пермскöй край!Бур асыв, Пермскöй край!

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 06.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 06.12.2019

Вести Кудымкар 06.12.2019Вести Кудымкар 06.12.2019

За что могут отключить газ в квартире и как это делаетсяЗа что могут отключить газ в квартире и как это делается

RBT это возможность изучить товар воочию и купить по ценам ИнтернетаRBT это возможность изучить товар воочию и купить по ценам Интернета

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 05.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 05.12.2019

Новый этап газификации в Нытвенском районеНовый этап газификации в Нытвенском районе

Выставка - ярмарка «Регионы России» снова в ПермиВыставка - ярмарка «Регионы России» снова в Перми

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 04.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 04.12.2019

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 03.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 03.12.2019

В Перми открыли инновационный салон связиВ Перми открыли инновационный салон связи

От ручного труда к машинномуОт ручного труда к машинному

Водители с 1 декабря обязаны переобуться в зимнюю резинуВодители с 1 декабря обязаны переобуться в зимнюю резину

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 02.12.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 02.12.2019

Встреча ребенка со стаей бродячих собак закончилась реанимациейВстреча ребенка со стаей бродячих собак закончилась реанимацией

Умный дом бережет имущество от воров и сам отключает «забытые» электроприборыУмный дом бережет имущество от воров и сам отключает «забытые» электроприборы

Бур асыв, Пермскöй край!Бур асыв, Пермскöй край!

«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 29.11.2019«ВЕСТИ-Пермь» - вечерний выпуск 29.11.2019

Я люблю наукуЯ люблю науку

Вести Кудымкар 29.11.2019Вести Кудымкар 29.11.2019

На главную