Как «Джентльменам удачи» милиция помогала
Вот уже 45 лет мы смеемся над приключениями незадачливых жуликов в комедии «Джентльмены удачи». А знаете ли вы, что изначально их должны были играть Андрей Миронов, Юрий Никулин и Ролан Быков? Раскрываем эту и другие тайны любимого фильма.
«Украл, выпил - в тюрьму. Романтика!»
Начало фильму «Джентльмены удачи» положила дружба двух режиссеров – Георгия Данелии и Александра Серого. «С Шуриком Серым мы учились на режиссерских курсах, но он не доучился – вместо дипломной работы получил срок, – рассказывал Данелия. – Он приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьезными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Марина ждала его, и они поженились. Теперь ему надо было помочь – пробить постановку фильма». Данелия решил, что Серому дадут снимать фильм, только если обеспечить очень хороший сценарий, и решил такой сценарий написать. А в соавторы взял молодую писательницу Викторию Токареву. В сценарной заявке, которую эти двое принесли на «Мосфильм» поначалу, из привычных нам ныне персонажей фигурировал только мелкий воришка в исполнении Савелия Крамарова. Компанию его герою должны были составить фальшивомонетчик Миллиметр (Ролан Быков), угонщик автомобилей Пижон (Андрей Миронов) и профессиональный альфонс, многоженец (Юрий Никулин). Но все три артиста по разным причинам отказались сниматься. Главный герой сначала тоже был совсем другим. «Первоначально идея «Джентльменов удачи» выглядела так: молодой милиционер должен был добром перевоспитать криминальных типов, свалившихся ему на голову, – рассказывает Виктория Токарева. – Мы с Данелией пошли с этой идеей в управление милиции. А то ведь что-нибудь не так напишешь – прикроют картину. Оказались мы в кабинете человека по фамилии Голобородько. Рассказали, зачем пришли. Он говорит: «Если можно всяких жуликов воспитать добротой, то зачем, спрашивается, карательные органы? Нет-нет, даже и не думайте!» И мы сделали героя воспитателем детского сада». На экране этот образ блистательно воплотил Евгений Леонов.
«А я тебе пасть порву, паршивец этакий!»
Правоохранительные органы вообще активно участвовали в работе над этим фильмом. Сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам, и каждое из ведомств внесло свои поправки. Например, сотрудникам МВД не понравилось, что в сценарии активно используется тюремный жаргон, который появился там благодаря личному опыту режиссера Александра Серого. Пришлось сценаристам придумать для героев более невинные ругательства типа «сарделька», «петух гамбургский» и «Навуходоносор». А когда Серый пришел обсудить будущий фильм с назначенным МВД консультантом – тем самым полковником Голобородько, – тот настоятельно рекомендовал режиссеру пару недель провести на зоне, проникнуться атмосферой. Серый решил не раскрывать подробности своей биографии и послушно уехал на две недели якобы в зону неподалеку от Горького. На самом деле он всё это время тихо просидел в гостинице. Рвение Голобородько, которому очень нравилось участвовать в создании кино, почувствовал на себе и Фрунзик Мкртчян. Актера хотели снимать в роли Василия Алибабаевича, а он не мог – выпускал важный спектакль. «Когда Голобородько узнал, что Фрунзик не сможет сниматься, то сказал, что попробует утрясти этот вопрос, – рассказывает Данелия, который был не только сценаристом, но и художественным руководителем фильма. – На следующий день из Еревана звонит мне Фрунзик в истерике: «Гия, скажи милиции, что я не нужен! Мне их министр два раза звонил, сказал, что очень просит. Если откажусь – обидится, и ГАИ меня на каждом шагу штрафовать будет!» Мы сказали Голобородько, что Фрунзик уже не нужен. И пригласили Радика Муратова, который прекрасно сыграл эту роль».
«Все побежали - и я побежал»
Кстати, поначалу Раднэра Муратова настойчиво продвигали на роль начальника тюрьмы, которую он играть не хотел, хоть ему и грозили понижением зарплаты в случае отказа. Зато Али-Бабу актер играл самоотверженно. «На съемках я всегда держался в стороне, потому что никого не знал. И еще боялся, что меня выгонят, – вспоминал Муратов. – Снимали сцену утренней зарядки на даче зимой. Мы должны были выбежать и натереть себя снегом. На репетиции все отказались оголиться по пояс, а я выбежал с голым торсом. Мне все захлопали. И тут у Крамарова сработала актерская зависть. На генеральной репетиции уже все выбежали без маек. И когда наступает момент обтирания снегом, Крамаров подбегает ко мне и начинает натирать снегом меня. Я так закричал, что самому страшно стало. И тут к Крамарову подбегает Вицин и натирает снегом его. Все чуть не умерли от хохота. И тогда эту сцену решили снимать именно в таком виде».
«Кто ж его посадит? Он же памятник!»
Между прочим, Крамарова, который единственный был запланирован на роль вора с самого начала, худсовет утверждать не хотел. Во время проб его членам показалось, что артист полностью выложился в одном маленьком эпизоде. Хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? На съемках из-за Крамарова действительно пришлось делать множество дублей. Но он играл не плохо, а... слишком смешно! «Работа в фильме «Джентльмены удачи» была мучительно тяжелой для меня, – вспоминал Олег Видов. – Когда я играл таксиста, Савелий Крамаров сидел справа от меня и произносил свой текст. А я не мог сдержать смеха. Режиссер командовал: «Повернись и говори с человеком!» А я не мог! У меня слезы текли от смеха, и все смеялись...»
«А говорил, порожняком пойдёт»
Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, но за это время съемочной группе довелось пережить немало. Например, сцену, где герои скрываются в заброшенном доме, снимали в доме, который действительно предназначался под снос. Поэтому съемочной группе разрешили устроить там настоящий пожар, который, по сюжету, произошел из-за взрыва керосинки Василия Алибабаевича. «Всё горело по-настоящему, – рассказывала директор картины Александра Демидова. – К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал – все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съемочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени!» Эпизоды с верблюдом снимали в Самарканде. И тут обнаружилось, что исполнитель роли Доцента Евгений Леонов никак не может забраться на животное. «Тогда режиссер Александр Серый говорит мне: «Посадите Леонова себе на плечи, спрячьтесь за верблюда и шагайте с ним рядышком, синхронно». Так мы втроем и семенили: верблюд и я с Леоновым на шее, – вспоминал дрессировщик Эдуард Строкай. – А ведь когда смотришь фильм, ни за что не заметишь подвоха!» Другой «подвох» кроется в сцене, где герои бегут из тюрьмы в цистерне с цементом. Во-первых, в цемент актеров не сажали – его довольно убедительно изображала смесь браги и манной каши. Во-вторых, в кадре, который мы видим, герои плавают вовсе не в цистерне, а в павильоне «Мосфильма». Савелий Крамаров, страдавший клаустрофобией, в цистерну лезть категорически отказался. 13 декабря 1971 года «криминальная» картина, преодолев все трудности, добралась до больших экранов и стала лидером кинопроката.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: