ВЕСТИ: «25 лет вместе!»
13 мая свое 25-летие отмечает одна из самых популярных передач российского телевидения – информационная программа «Вести». Сколько интересного, страшного и смешного пережили ее сотрудники за эти годы!
Привет из «Ямы»
«Вести» создавались по принципу: посмотри программу «Время» и сделай наоборот. Они должны были стать полной противоположностью официозным новостям Центрального телевидения: объективными, оперативными, свободными. Вот только средств на создание новой передачи практически не было. После долгих споров телевизионщикам выделили здание Министерства строительства в районах Урала и Западной Сибири на 5-й улице Ямского Поля, которое прозвали «Ямой». Уходя оттуда, обиженные строительные чиновники прихватили с собой всё мало-мальски ценное – оставили несколько сломанных столов и стульев и около трехсот портретов Ленина. В таких условиях и рождалась новая программа. Студию для «Вестей» поначалу планировали разместить прямо во дворе. Предполагалось, что ведущий будет сидеть на колченогом стуле у кирпичной стены и начинать выпуск словами: «Здравствуйте, это вести с улицы». Однако в итоге удалось арендовать крошечную студию в «Останкино», получить эфирное время, и 13 мая 1991 года на телеканале РТР вышел первый выпуск «Вестей». Вела его Светлана Сорокина. «Как я потом шутила, в этот первый выпуск вбросили наименее ценного члена коллектива, – говорит она. – Я дико боялась! Села в эту крохотную студию, где были только жалюзи сзади и картонная табличка, на которой были наклеены буквы ВЕСТИ. Буквы периодически отклеивались из-за жары от осветительных приборов, и их подклеивали чем могли...» Жалюзи те, кстати, подвернулись случайно: сосед одного из сотрудников «Вестей», фарцовщик, привез этот товар из Финляндии. И жалюзи были тут же куплены для студии – как модный несоветский элемент. А вот приобрести достаточное количество видеокассет для записи сюжетов «Вести» тогда не могли себе позволить – выручили коллеги из корпунктов зарубежных телекомпаний: принесли три ящика бэушных видеокассет. Но если с материальной базой были сложности, то с человеческим ресурсом – полный порядок: молодой и энергичный коллектив вовсю творил новую оригинальную передачу. Не зря Светлана Сорокина, заканчивая первый выпуск «Вестей», заметила: единственным, что совпадет в нем с программой «Время», будет прогноз погоды.
Они были первыми
Первых ведущих «Вестей»: Светлану Сорокину, Юрия Ростова, Александра Гурнова, Владислава Флярковского – телезрители помнят до сих пор. Да и как их забыть?! Например, Юрий Ростов во время второго выпуска «Вестей» прославил не только себя, но и режиссера Уваркина, настоятельно требуя прямо в кадре, чтобы тот срочно выдал в эфир некий сюжет. А режиссер не мог! В «Вестях» тогда было всего два монтажных стола, хотя требовалось шесть, и сюжет попросту не успели подготовить. «Но связь с аппаратной работала плохо, и я не понимал, что происходит, – вспоминал Ростов. – И всё время повторял: «Попрошу режиссера Уваркина завести в студию репортаж об итогах опроса общественного мнения».
Александр Гурнов вошел в историю программы беспрецедентным эфиром 9 Мая, когда в финале выпуска со словами: «Ветераны, за вас!» – осушил в кадре рюмку водки и закусил огурцом. Тут же последовал звонок от руководства: «Кто позволил пить водку в эфире?!» – «А кто сказал, что это водка? Это была вода. Хотите – проверяйте!» – не растерялся Гурнов. Ехать в «Останкино» в праздник начальство поленилось, и авантюра сошла ведущему с рук.
А Владислав Флярковский однажды и вовсе поприветствовал зрителей из-под стола! «Петличка с микрофоном, которую мне повесили на лацкан пиджака, упала именно в тот момент, когда мне нужно было говорить «Здравствуйте!» – вспоминает он. – Пришлось лезть за ней под стол. Так что здоровался я, выныривая из-под стола».
Битва за эфир
В первый же год существования «Вестей» им пришлось пройти серьезное боевое крещение. Во время августовского путча 1991 года, когда всю страну заставляли смотреть «Лебединое озеро», именно вестийцы сумели организовать новостное вещание на регионы России из тайной студии на Шаболовке, чтобы держать население в курсе событий. А на случай ее обнаружения в запасе была передвижная телестудия, замаскированная... прямо во дворе КГБ!
Следующим испытанием стали события 1993 года – конфликт двух ветвей власти. 3 октября незадолго до 20-часового выпуска «Вестей» стало ясно, что вести эфир из «Останкино» невозможно: в ходе боевых действий в телецентре начался пожар. Пряча в сумках кассеты с отснятым материалом и укрываясь от пуль, сотрудники программы добрались до «Ямы». Условий для полноценного выхода в эфир там тогда еще не было – грандиозный ремонт и переоборудование здания состоялись позднее. Но в тот вечер техники совершили чудо: организовали вещание. А потом чудо совершали ведущие: всю ночь выходили в эфир с горячими новостями, сменяя друг друга и успокаивая россиян. Как позже выяснилось, телевизионщики серьезно рисковали жизнью. На крыше здания напротив «Ямы» спецслужбы обнаружили три «лежки» снайперов – оттуда отлично просматривались окна телестудии...
Ведут за собой
Главное сокровище программы «Вести» – это ее корреспонденты, всегда готовые пробраться в самые опасные, труднодоступные и интересные места. Но и у каждого ведущего есть собственная горячая история, связанная с работой в «Вестях». Например, 42-летний Андрей Кондрашов в этой передаче с 18 лет. «Мой первый репортаж в «Вестях» вышел в 1991 году в дни августовского путча, – вспоминает он. – На тот момент мы были студентами журфака Казахского государственного университета в Алма-Ате. Когда наш первый коммерческий телеканал закрылся со словами: «Путч, ребята! Мы будем ждать, кто победит. А вы, журналисты, работать не будете», – мы выкрали видеокамеру и пошли на площадь снимать репортаж. Через знакомых летчиков передавали отснятый материал в Москву, чтобы там кто-нибудь узнал, что сопротивление путчу существует не только в столице. А через год после путча открылось центрально-азиатское бюро телеканала РТР, и мы с коллегой стали работать по Киргизии и Узбекистану. В московской редакции «Вестей» я с 1999 года».
Для Сергея Брилева памятной датой стал его дебют в качестве ведущего «Вестей» – 11 сентября 2001 года, когда террористы разрушили башни-близнецы в Нью-Йорке. Сергей тогда приехал с корпункта «Вестей» в Лондоне, где работал несколько лет, и должен был пару недель потренироваться, прежде чем занять кресло ведущего. Но в тот момент его свободное владение английским оказалось важнее опыта. «Мне позвонили и сказали: «Гримируйся и срочно в кадр». Я сел и только пятью часами позже встал», – вспоминает Брилев. Все эти пять часов он с колес переводил сообщения информационных лент о событиях в Америке и комментировал их в кадре.
Когда Эрнеста Мацкявичюса из программы «Доброе утро, Россия!» пригласили вести «Вести. Подробности», он чуть не сорвал первый же эфир. «Я себя берег, понимая, что болеть нельзя. Пил витамины, противогриппозные препараты, сворачивал за угол при виде чихающего сотрудника. И за три дня до премьеры… свалился с высокой температурой, – вспоминает Эрнест. – Ее я быстро сбросил, а вот голос пропал. В результате очень важный эфир с Виталием Мутко о судьбе нашей футбольной сборной оказался под угрозой. Я с ужасом понял, что моих вопросов Виталий Леонтьевич не поймет, потому что не услышит. Пришлось пить сильные гормональные препараты, чтобы вернуть голос хотя бы на время эфира». Впрочем, Мацкявичюс признается, что порой и наличие голоса не спасает ведущего от серьезных испытаний: «Как-то у нас шел сюжет о бывшем мэре Тулы по фамилии Прокопук. Когда я первый раз ее озвучил, моя соведущая чуть не прыснула со смеху. Но фамилию нужно было повторить, причем просклонять! Я понял, что не смогу этого сделать и просто назвал чиновника мэром Тулы».
Не уступают коллегам-мужчинам в умении не потеряться в эфире и ведущие-дамы. Например, когда Мария Ситтель вела один из новостных выпусков на заре своей телекарьеры, во время прямого включения с собкором из Дагестана в студии неожиданно погас свет. Мария не впала в панику, а когда через несколько секунд освещение было восстановлено, ровным голосом продолжила вести выпуск. Единственное, что может вывести Ситтель из равновесия, это события 9 Мая. «Глядя на ветеранов, я вспоминаю своего деда, – признается она. – Я была очень привязана к нему. Несколько лет назад в конце репортажа фронтовик, похожий на моего деда, читал стихи. Хорошо, что это был последний репортаж программы, иначе телезрители бы увидели, как вместе со слезами потекла тушь и поплыл грим». Кстати, Мария активно готовит себе смену: вскоре она родит уже пятого малыша!
Знаете ли вы, что...
...в этом году ВГТРК отмечает не только 25-летие «Вестей», но и 10-летие телеканала «Россия-24», благодаря которому россияне получили возможность смотреть новости круглосуточно;
...вещание в «Вестях» ведется не только на русском языке, но и на десятках языков народов России – речь идет о региональных выпусках. В состав ВГТРК входит более 80 региональных телерадиокомпаний, которые делают местные «Вести». В Пермском крае выпуски «Вести – Пермь» готовят сотрудники ГТРК «Пермь».
Секреты ведущих
В кадре мы видим на ведущих деловые блузки и пиджаки, но под столом у них зачастую скрываются удобные джинсы и кроссовки. Или даже шорты и шлепанцы. Сорочка ведущего мужчины всегда носится навыпуск – так на ней не собираются складки. А женский пиджак часто заколот прищепками на спине – это хитрость костюмера, отвечающего за размер.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: