← Брак, который устраивает Максима Аверина
Кирилл Гребенщиков: «Хорошо, что младенцы были пластмассовые» →
Вот и он - «Тихий Дон»
На телеканале «Россия» стартует самая, пожалуй, ожидаемая премьера сезона – многосерийный фильм «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. 1912 год, хутор Татарский станицы Вёшенской. Казак Григорий Мелехов по воле отца женится на Наталье Коршуновой, но не может забыть свою настоящую любовь – замужнюю соседку Аксинью Астахову. А вскоре жизнь всего хутора ломают революция и война...
Каждому поколению - по «Тихому Дону»
«Тихий Дон» Сергея Урсуляка – уже четвертая экранизация знаменитого романа Шолохова. Но режиссера это не смущает. «Произведения такой силы надо экранизировать постоянно, чтобы каждое следующее поколение могло вновь открывать его для себя, – говорит он. – Моя бабушка обожала первую немую экранизацию «Тихого Дона» с Цесарской и Абрикосовым. И на дух не переносила следующую, Герасимова, – с Глебовым и Быстрицкой. Вот и сейчас пусть бабушка с внуком посмотрит то, что сделали мы, и расскажет ему о фильме Герасимова. Им будет что обсудить. И они, говоря об этом, выйдут на какие-то другие вещи – крайне важные». Эпохальный роман Шолохова охватывает события Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. Но режиссер оставил лишь основные сюжетные линии, убрав всё, что напрямую не касается семей Мелеховых, Астаховых и Коршуновых. Он признается, что его не интересует глобальное противостояние между «красными» и «белыми». Сергей Урсуляк снимал свое кино «про людей, которые могли быть счастливы, а счастья не вышло, потому что в дело вмешалась злая сила – война».
Фамильный нос за три часа отрос
Григория Мелехова в новом «Тихом Доне» сыграл Евгений Ткачук, известный по сериалу «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Для соответствия образу светловолосого актера пришлось покрасить в брюнета, а «вислый коршунячий нос» героя сделать ему с помощью геля. Не проще ли было взять более похожего артиста? Ведь Ткачук, в отличие от Мелехова, еще и ростом не вышел. Но режиссер в своем выборе уверен. «В Жене есть нервность, юмор, страсть, сильное мужское начало и обаяние, – уверяет Сергей Урсуляк. – Чем-то он мне напоминает молодого Володю Машкова. Ткачук – потрясающий артист, а горбинку на нос можно приклеить». Кстати, такой же «фамильный» нос делали Сергею Маковецкому, который играет отца Григория – Пантелея Прокофьевича. «Для Жени и Сергея Васильевича каждый день из пластической студии привозили отливки носов из геля, – рассказывает художник по гриму Марианна Тер-Аракелян. – Новая съемочная смена – новый нос, поскольку срок годности заготовки всего 10 часов. На грим уходило около трех часов». Маковецкому пришлось еще и ухо проколоть, чтобы вдеть серебряную серьгу, как у его героя. Серьга эта настоящая, казацкая: ее специально принес актеру местный житель, сам казак и внук казака. Кроме того Маковецкому цепляли усы и бороду. Однажды актер весь этот грим растерял: снимаясь в сцене, где Пантелей Прокофьевич с сыном ловят рыбу, он выпал за борт неустойчивой лодки. К счастью, спасти не удалось только грим – самого актера выловили быстро.
В сомнительных историях не засвечены
В свою картину Сергей Урсуляк пригласил много молодых, малоизвестных и вовсе неизвестных актеров. Он признается, что специально выбирал артистов, которые «не засвечены в дурных ролях, сомнительных историях и гламурных тусовках». Так, возлюбленную Григория красавицу Аксинью сыграла студентка Щукинского театрального училища Полина Чернышова, не очень, кстати, похожая на книжную героиню. «Полина хорошая актриса с редким нутром, очень глубоких чувств. Если выбирать между абсолютным соответствием внешности Аксиньи и богатством внутренней природы, я отдам предпочтение второму, – объясняет свой выбор режиссер. – А представления о красоте вообще имеют особенность меняться...» Соперницу Аксиньи Наталью Коршунову сыграла младшая дочь режиссера Дарья. «Я давал зарок не снимать своих дочерей, – уверяет Урсуляк. – Более того, когда начинал эту историю, сказал: «Даша, ты сниматься не будешь, даже если подходишь на роль. Не нужно сниматься у папы». И я держался этого принципа до последнего. Вызывал на пробы разных девочек. Однажды одна из них не пришла, а партнер был на месте. Даша в это время пробовалась на том же этаже у другого режиссера. Я позвонил ей: «Зайди почитать». И она почитала так хорошо, что я подумал: чего я дурака-то валяю? Как режиссер я ею очень доволен, но не мне судить, а зрителю».
Что нам стоит станицу построить!
Снимали «Тихий Дон» в окрестностях станицы Вёшенской Ростовской области – именно там, где происходят события, описанные в романе. Правда, до наших дней первозданной натуры на Дону практически не сохранилось, поэтому казачью станицу пришлось построить. На это ушло больше девяти месяцев. В станице Еланской, расположенной под Вёшенской, вокруг старинной церкви возвели хутор Татарский с базами, куренями, мельницей, магазинами, колодцем. На другой стороне реки построили дома Мелеховых и Астаховых. «Некоторые декорации у нас двусторонние: взглянешь на дом с одной стороны – камышовая крыша, побелка, а с другой – черепица, деревянные перегородки, – рассказывает художник-постановщик Алим Матвейчук. – Всё для того, чтобы снимать и жизнь хутора Татарского, и военные действия близ австрийской деревни, не возводя дополнительных построек». А вот утварь внутри домов: кровати и занавески, прялки и посуда, зеркала и сундуки – самая что ни на есть настоящая. Ее предоставил музей-заповедник имени Михаила Шолохова, который возглавляет внук писателя, и принесли местные жители. Одной из самых ценных находок стал старинный свадебный венок для Натальи Коршуновой. Конечно, жить в домах-декорациях съемочная группа не стала – заняла скромный санаторий «Вёшенский» и каждое утро выезжала на съемки, которые порой затягивались на 20 часов. На вопрос, нельзя ли было проводить их в более доступном месте, режиссер отвечает: «На Верхнем Дону абсолютно неповторимый пейзаж. Это бесконечная плоская степь с одной стороны, а с другой – огромные холмы. Там такой красоты закаты, рассветы, туманы! Когда мы снимали с трех часов ночи, группа стояла, ненавидя меня. И тут этот рассвет в тумане. Нам же никто не поверит, что так красиво бывает! А там бывает...»
Доить так доить, скакать так скакать!
Точность соблюдали не только в отношении натуры и реквизита. Актеры начали готовиться к съемкам за несколько месяцев: пытались перенять у местных жителей, как следует говорить, петь, плясать. Мужчины учились рубиться шашками, стрелять из винтовок, править санями и ездить верхом. К съемкам, кстати, были допущены лошади только донской породы. Особенно непросто верховая езда далась Никите Ефремову, который играет Митьку Коршунова: пришлось преодолеть страх перед лошадьми, который он приобрел, упав с коня на съемках фильма «Распутин». «Евгений Ткачук, Никита Ефремов и Александр Яценко (у него роль Михаила Кошевого) четыре раза в неделю в Подмосковье занимались верховой ездой, – рассказывает продюсер «Тихого Дона» Мария Ушакова. – Вначале просто учились скакать на лошадях, затем приступили к вольтижировке и джигитовке. Сергей Маковецкий из-за занятости тренировался реже, чем молодежь, но в седле держится, как настоящий казак». Сергей Васильевич, кстати, наловчился еще и косить траву. А актрисам для съемок пришлось учиться лепить вареники, прясть, доить коров, носить ведра на коромысле. Однако Сергей Урсуляк готов к тому, что какие-то неточности в фильме будут. «У нас была большая группа консультантов из местных: по костюмам, по лошадям, по песням, по произношению, по отношениям в семье. Консультантов было больше, чем артистов, – говорит он. – Но у каждого свой взгляд. Это же не люди, которые жили тогда и всё видели собственными глазами. Просто один знает больше об этом, а другой – о том, и они между собой спорят... Впрочем, я и не хотел делать из «Тихого Дона» чисто казачью историю. Важно не это. Важно понимать, как плохо, когда человека заставляют убивать себе подобного, когда родственники становятся врагами, когда гибнут твои надежды...»
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: