Факты о Гафте
«Что такое Гафт, вряд ли кто поймет. Гафт – это, наверное, факт наоборот», – говорил Ролан Быков. Но к 80-летию Валентина Иосифовича, которое он отметит 2 сентября, мы собрали настоящие, а не перевернутые факты из жизни этого замечательного актера.
ФАКТ ПЕРВЫЙ. ХРАБРЫЙ ПИОНЕР
Валентин Гафт далек от политики, но с удовольствием вспоминает детство. А в детстве маленький Валя хотел быть пионером. Ему очень нравились пионерский галстук и пионерские обязанности. «Я аккуратно ходил на все сборы и ездил в пионерский лагерь, где всегда почему-то нес красное знамя на торжественных линейках, – вспоминает он. – Как-то раз на открытии лагеря я впереди всей дружины гордо нес красное знамя и по колено попал в яму, которую не успели засыпать, упав туда вместе со знаменем под общий хохот всего отряда... А однажды я шел в школу на пионерский сбор, в беленькой рубашечке и в красном галстуке. Мне очень нравится сочетание этих цветов. Шел такой весь нарядный. Во дворе был у нас Володя Чистов по кличке Чистый, такой хулиган на велосипеде. Он утром обычно уезжал и где-то ближе к ночи возвращался. Дело было вечером, он подъехал ко мне на своем гоночном велосипеде и, указывая на галстук, сказал: «Ну ты чо селедку надел?» Я никогда не был храбрым и не считаю себя храбрецом, но здесь не знаю, что со мной случилось: тут же после этого оскорбления я очень сильно ударил, как заправский боксер, правой прямой ему в лицо. И почти моментально у него под глазом, как воздушный шар, стал надуваться какой-то фингал. Шар был огромный, и мы оба испугались. Я думал: «Боже мой, неужели это останется навсегда?» Расплакавшийся Володя стал орать, убежал куда-то на другую сторону, а я гордый пошел на свой пионерский слет, говоря себе: «Нет, не всё потеряно, ты еще не такой трусливый». Кстати, не менее страстно Валентин Иосифович мечтал о комсомольском значке, но тут идеология и вовсе ни при чем. «Мне нужен был комсомольский значок, потому что в театр на вечерние спектакли пускали только после шестнадцати лет, ну а с комсомольским значком было уже четырнадцать, и два года можно было, как-то раздувшись, прибавить», – объясняет он.
ФАКТ ВТОРОЙ. УДАЧЛИВЫЙ ЭПИГРАММИСТ
Кроме своих ролей, Гафт известен острыми эпиграммами. Самую первую он написал на своего коллегу Михаила Козакова. «Миша постоянно женился, он просто не мог отказать, потому что был интеллигентным человеком, из Петербурга, – вспоминает Валентин Иосифович. – На эту тему я сочинил: «Все знают Мишу Козакова – всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, но нет мужского в нем конца». Сам Козаков поначалу, конечно, обиделся. Но потом стал шутить, что Гафт сделал ему отличную рекламу у женской части населения – многие, заинтересовавшись, решили проверить правдивость этого заявления. Кстати, далеко не всё, что приписывают перу Гафта, он действительно написал. Например, Никита Михалков очень обижался на строчки: «Россия, слышишь страшный зуд? Три Михалкова по тебе ползут». «Она не мной написана, а в конце XVII века. Там была другая фамилия, – объясняет Валентин Иосифович. – Но Никита очень был обижен. На своем дне рождения сказал: «Караван идет, собака лает. Какой-то там сволочь-Гафт говорит, что мы ползем. Мы не ползем!» Эта негласная вражда длилась долгие годы. И как-то в Кремле мы вместе получали награды – в пустом коридоре огромного Кремля шли друг другу навстречу. Думаю, надо поговорить! Подхожу: «Никита, ты же знаешь прекрасно, что это не я написал!» Он стоит, молчит, потом начинает двигаться на меня. Думаю: «Ну сейчас убьет!» И вдруг он меня обнял, прижал нежно к себе и говорит: «Сценарий завтра получишь. Будешь играть!» Так я снялся у него в картине «12».
ФАКТ ТРЕТИЙ. САМООТВЕРЖЕННЫЙ СИЛАЧ
Валентин Иосифович умудряется совершать настоящие подвиги даже вопреки проблемам со здоровьем. Его коллега Лия Ахеджакова вспоминает: «Много лет назад у него ужасно болел позвоночник. Это бывает у людей, которые бросают спорт. Гафт очень мужественно переносил болезнь. Я была на съемках в Ростове, откуда меня вызвал Эльдар Александрович на съемку «О бедном гусаре замолвите слово…» Со мной была куча коробок с пленками в железном ящике. В «Красной стреле» встретила Гафта. Я тогда не знала, что он болен, это выяснилось немного позднее. И вот мы приехали в Питер, надо выходить, я вообще эти коробки поднять не могу, и Валя взял этот ящик и нес от вагона до машины, а ему тогда поднимать нельзя было вообще ничего, даже стул. Но он ничего не сказал, его только дрожь от боли била. Этого я не забуду никогда. Вскоре мы летели в самолете на гастроли с театром. У Гафта ноги между сиденьями не помещаются, и он их выставил в проход. Я попыталась его развлечь, и он мне стал тоже что-то очень смешное рассказывать про свое детство, и вдруг я увидела, как у него стучат зубы – его просто била дрожь от боли. Но он не жаловался. Все гастроли спал на полу, не выходил почти из номера, но вечером играл спектакли». Кстати, актер не отказывается помочь коллегам и в здоровом состоянии – говорят, он как-то на руках вынес из театра скандалистку, которая пришла требовать у Ахеджаковой денег за непонравившийся спектакль.
ФАКТ ЧЕТВЁРТЫЙ. ПЕРВЫЙ ИЗ ДВУХ ВАЛЕНТИНОВ
Когда Дмитрий Певцов поступал в ГИТИС, прошел слух, что туда будет поступать сын Гафта, и все почему-то стали принимать Дмитрия за этого самого сына. На самом деле на тот момент времени ни о каких сыновьях актера известно не было. От второго брака у него осталась дочь Ольга, которая, к сожалению, трагически погибла в молодом возрасте. А благодаря третьему, с актрисой Ольгой Остроумовой, Валентин Иосифович стал любимым отчимом еще одной Ольги и Михаила. И любящим дедушкой двух внучек и внука. Однако недавно выяснилось, что родной сын у актера всё-таки есть. «Когда-то давно у меня был короткий роман – всего несколько встреч. Я ничего не знал о том, что родился ребенок, – признается он. – Мать Вадима – благороднейшая женщина – ничего от меня не требовала, ни на чем не настаивала, даже ничего не говорила. Когда Вадиму исполнилось три годика, они уехали в Бразилию. Тогда же мне сказали, что у меня есть сын. Сейчас ему уже сорок с лишним лет. Только недавно его мать мне позвонила и сказала, что с ним произошла беда. Вадима сильно побил таксист, изуродовал его. Она опять ничего не просила – никаких авантюр с ее стороны, всё очень чисто. Но я сам стал помогать, как мог, высылал деньги на лечение. И Вадим выздоровел». Есть у Гафта и бразильский внук, которого тоже зовут Валентином. Он родился в один день со своим знаменитым дедом, тоже пишет стихи и является страстным фанатом футбола. Но главное увлечение мальчика – музыка. «Мои песни о том, что происходит в моей стране, Бразилии, о тех проблемах, которые здесь существуют, о социальном неравенстве, коррупции, политике, – говорит Валентин-младший. – Я никогда не был в России. Мечтаю когда-нибудь побывать на родине бабушки, отца и деда. А еще я хотел бы увидеть снег. Кажется, это будет очень забавно».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: