Операция «Война стряпухи» и жалобная книга Дон Кихота
Мы продолжаем вспоминать любимые советские фильмы и на этот раз отправляемся в год 1965-й к картинам, которые сегодня отмечают полувековой юбилей. Их съемки были отмечены...
...«Издевательством над африканскими народами»
Как известно, актера на главную роль в комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонид Гайдай искал долго. Образ студента-очкарика примеряли Олег Видов, Всеволод Абдулов, Валерий Носик и начинающий артист Евгений Петросян. Последнего приглашали на пробы дважды, и во второй раз Петросян в присутствии Гайдая сказал, что идеально подходящий на эту роль актер есть в Ленинграде. Режиссер сел в поезд и отправился за Александром Демьяненко. А тому так понравился сценарий, что он согласился перекраситься в блондина. И весь съемочный период исправно подставлял отрастающие корни волос под пергидроль, пошучивая, что с этой ролью рискует облысеть. А вот очки Шурика – не реквизит: Демьяненко действительно был сильно близорук. Комедия получилась замечательной, но по вине цензуры ей дали только вторую прокатную категорию. «Цензоры говорили, что мы провели в фильме идею: мол, с хулиганом Верзилой ни власть, ни милиция не справились, а смог только студент-очкарик, – вспоминал сценарист Яков Костюковский. – А самое нелепое обвинение –
что мы в эпизоде, когда превращенного в «негра» Федю воспитывает Шурик, издеваемся над... народами Центральной Африки!» Этот эпизод требовали убрать. Еще редколлегии чем-то не угодила мышь, которая, «надышавшись хлороформом», уснула рядом с троицей Трус – Балбес – Бывалый. К счастью, сцену с дрессированной артисткой удалось отстоять Георгию Вицину. А потом свое веское слово сказали зрители: за первые четыре месяца картина собрала в прокате более 69 миллионов зрителей! Пришлось Госкино сменить ленте категорию – со второй на высшую.
...Борьбой за права негров
К роли врача роддома, усыновляющего детей, от которых отказались молодые матери, в фильме «Дети Дон Кихота» Анатолий Папанов готовился основательно. «Мы знакомились с работой врачей родильного дома, полтора месяца я изо дня в день проводил в клинике – потом меня стали принимать иногда за настоящего доктора, – вспоминал он. – Мы беседовали со старым врачом, который, как и мой герой, принял двадцать тысяч младенцев... Всё увиденное ошеломило нас». Старшего приемного сына сыграл Владимир Коренев, среднего – Лев Прыгунов, а младшего – Андрей Бельянинов. Роль восьмилетнего мальчишки, который пытался сбежать из дома, чтобы бороться за права негров, стала единственной в его фильмографии. Одноклассники были уверены, что большой, толстый и добрый парень станет комедийным актером, но Андрей выбрал другой путь: после школы он поступил на экономический факультет Московского института народного хозяйства имени Плеханова. Головастого студента присмотрел КГБ, и вскоре Бельянинов оказался в Службе внешней разведки РФ. Потом работал в банковской сфере, стал доктором экономических наук, был директором Федеральной службы по оборонному заказу и наконец возглавил Федеральную таможенную службу. Кстати, как и его киношный отец, главный таможенник России воспитывает троих детей.
...Битвой живота и гитары
Фильм «Стряпуха» снимали на Кубани летом 1965 года: работали интенсивно, но молодые актеры умудрялись находить время для веселья. «Два месяца снимались почти без перерыва, – вспоминал второй режиссер фильма Владимир Акимов. – Работы было очень много, поэтому в 5 утра я уже всех поднимал, в 6 выезжали в степь на съемки – и пока не стемнеет. А потом набивалось в хату много народу, появлялась гитара со всеми вытекающими последствиями: часов до двух ночи пение, общение». Естественно, главным мастером гитары был Владимир Высоцкий, который сыграл в этой картине Андрея Пчёлку. И не всем это было по вкусу. Осветитель Гзовский вспоминал такой случай: «Недалеко от того места, где снимали «Стряпуху», был пляж. В свободное время на него, естественно, ходила вся съемочная группа. Вот однажды приходит на пляж Высоцкий с гитарой. Начинает петь свои песни. На пляже загорал какой-то мужик с огромным животом. Ему пение не понравилось. Он сделал Владимиру Семеновичу замечание. Тот в ответ огрызнулся. В общем, слово за слово… В результате Высоцкий навернул его гитарой по животу. Конечно, разразился скандал. Руководители фильма решили в наказание отправить Высоцкого домой». Спасла положение Людмила Хитяева, которая пригрозила режиссеру Эдмону Кеосаяну уйти с картины вместе с Высоцким. Так что, возможно, именно ей мы обязаны песнями, прозвучавшими в кинофильме «Я родом из детства», – Высоцкий написал их во время съемок в «Стряпухе». Сыгравшая стряпуху Светлана Светличная вспоминала: «Мой муж Володя Ивашов, который тогда снимался в «Герое нашего времени», приезжал в станицу, где мы работали над фильмом. Володя Высоцкий надиктовал ему, кажется, двенадцать своих новых песен, а муж на слух их запомнил».
...Экспериментами над прохожими
Создание комедии «Дайте жалобную книгу» было для режиссера Эльдара Рязанова шагом вынужденным. Он в то время уже вынашивал планы экранизации повести «Берегись автомобиля», но в Госкино поставили условие: сначала снять «Книгу». Эту комедию режиссер называет «лабораторией», в которой он ставил различные эксперименты. Например, Рязанов сразу решил отказаться от павильонных съемок: все эпизоды снимали в реальных интерьерах и на натуре. Причем работу на московских улицах часто вели скрытой камерой: актеры играли свои сцены, окруженные ничего не подозревавшими прохожими, которые невольно становились участниками массовки. Ресторан «Одуванчик», вокруг работы которого в фильме и разгорелся весь сыр-бор, снимали в кафе «Хрустальное» на Кутузовском проспекте. Причем устаревший облик заведения, который раскритиковал в своей статье главный герой, журналист Никитин, – дело рук художников-декораторов. А обновленный вид кафе приобрело после реальной реконструкции. Еще одним экспериментом режиссера стало использование в картине троицы Трус – Балбес – Бывалый, которую придумал и снимал Гайдай. Но одной традиции Рязанов не изменил: он, как и в других своих фильмах, снялся в эпизодической роли – на этот раз редактора газеты, в которой работал Никитин.
...Любовью на балу
Роль Наташи Ростовой в киноэпопее «Война и мир» принесла Людмиле Савельевой мировую славу: именно ей доверили получить кинопремию «Оскар» за эту картину. А ведь сперва неопытная выпускница хореографического училища совсем не понравилась режиссеру Сергею Бондарчуку. «Вначале ей даже отказали в фотопробе: столь невыразительной и «не Наташей» показалась она внешне. Я ее принял, в сущности, для того, чтобы смягчить горечь отказа», – говорил он. Предложенную сцену Савельева действительно зачитала невыразительно, но что-то подтолкнуло Бондарчука пригласить девушку на пробы еще раз. «А ведь ничего общего у меня с Наташей не было: маленькая, белобрысенькая, глаза не черные, а синие. И вообще какой-то гадкий утенок, – вспоминала сама Людмила Михайловна. – Но когда на меня надели парик, панталончики, я вдруг почувствовала себя Наташей. Сцена была несложная, и всё получилось». Однако перед окончательным утверждением на роль ей пришлось пройти еще немало проб. «Последняя оказалась самой сложной – нужно было сыграть сцену объяснения с князем Андреем, когда тот предлагал расстаться на год. Наташа должна заплакать, а я не представляла, как это сделать, – рассказывала Савельева. – Я пробовалась тогда с замечательным актером Иннокентием Смоктуновским. Когда я произнесла фразу: «Год, неужели целый год?», то вдруг увидела, что по лицу Смоктуновского катятся слезы. И тоже заплакала. Тогда я впервые поняла, что такое актерское братство...» «Война и мир» сыграла решающую роль не только в карьере, но и в личной жизни актрисы: во время съемок первого бала Наташи у нее начался роман с Александром Збруевым. Тот увидел Людмилу в гриме Ростовой и сразу потерял голову. Вскоре актеры поженились.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: