Клара Лучко: Кубанская атаманша
«Если ко мне подходят с вопросами, я всегда отвечаю: «У меня всё очень хорошо!» – говорила Клара Лучко. Все, кто знал актрису, любили ее за оптимизм и смешливый нрав. К 90-летию Клары Степановны, которое она отметила бы 1 июля, мы вспомнили самые забавные истории из ее жизни.
КАК ЛУЧКО СТАЛА ТРИЖДЫ КАЗАЧКОЙ
По рождению Клара Лучко была запорожской казачкой: ее род ведет происхождение с Полтавщины. Когда актриса сыграла Дашу Шелест в «Кубанских казаках», ее автоматически причислили еще и к ним. А после фильма «Цыган» актрису, как и ее героиню Клавдию, признали казачкой с Дона. Поклонники так и назвали Клару Степановну – трижды казачка. По всей России казаки оказывали ей почет и уважение, а в знак принадлежности к этому сословию одарили знаменитость шашкой. Самая бурная реакция была на первый фильм, который принес Лучко известность. Ей хлынули тысячи писем. Одна молодая женщина, например, благодарила актрису за то, что из-за нее вышла замуж за замечательного парня. «Они в деревне смотрели картину «Кубанские казаки», их места были рядом. Во время фильма обменивались репликами, смеялись и, когда кончилась картина, вместе вышли из зрительного зала. Парень пошел ее провожать. Они подружились, полюбили друг друга и поженились», – рассказывала Клавдия Степановна. А больше всего писем было от... потенциальных женихов! «Я запомнила одного – его звали Константин Дмитриевич, – как-то со смехом вспомнила актриса. – У него были свой дом и большая отара овец. Он писал, что я ему полюбилась с первого взгляда, и если я не смогу или не захочу приехать к нему на Кубань, то, так и быть, он готов продать свой дом, своих овец и приехать ко мне в Москву».
КАК ЛУЧКО ПОКОРИЛА КАННЫ
Фильм «Возвращение Василия Бортникова» отправили на Каннский кинофестиваль вместе со съемочной группой. Клара Степановна долго решала главную проблему любой актрисы на этом мероприятии – что надеть для дефиле по красной дорожке? Платье, которое сшили в ателье, оказалось ужасным, а ничего другого не нашлось. Тогда актрисе предложила свое вечернее платье Людмила Целиковская. Она была значительно миниатюрнее статной Клары Степановны, но от отчаяния Лучко решила примерить наряд. «Мы пошли к ней. Идем, и я про себя думаю: «Не может быть, чтоб оно мне не подошло», – вспоминала она. – Целиковская достала платье из шкафа. Юбка из тафты, а лиф – открытый, застегивается на крючки, подчеркивая фигуру. Боже мой, думаю, ведь этот лиф я не застегну. Юбка – ладно, а это как? Но наряд мне так понравился, что я выдохнула воздух и почти не дышу. Целиковская застегнула крючки, и, о радость, трудно представить, но всё подошло! Правда, впритык, но выдержать можно». Именно в этом платье актриса блистала в Каннах. В один из дней в фестивальной сутолоке напором толпы Лучко так прижало к витрине ресторана, что она спиной выбила стекло и оказалась внутри. «Первое мое чувство – ужас, – признавалась актриса. – Нужно будет заплатить огромные деньги, а суточные у нас были мизерные. Тут как из-под земли появились хроникеры, начали снимать. Еще бы! Происшествие на фестивале, на набережной Круазетт. Ко мне сквозь толпу пробивался хозяин ресторана. Ну, думаю, пропала, такой скандал! А он расплылся в улыбке, галантно поцеловал руку: «Мадемуазель, я очень рад, очень рад! Спасибо вам. Вы сделали мне отличную рекламу!»
КАК ЛУЧКО СВЕРГЛА БЫКОВА
Фильм «Рядом с нами» не очень запомнился зрителям, зато его тепло вспоминали все актеры, которые там снимались: Клара Лучко, Леонид Быков, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Юматов... На съемках было очень весело. «Мы играли в Запорожскую Сечь, – со смехом рассказывала Клара Степановна. – Атаманом у нас был Леня Быков. Однажды он уехал в Харьков – он тогда работал в театре – играть премьеру. А я купила на базаре карасей, отдала в ресторан пожарить, пригласила всех и заявила: «Быкова нет, атаман уехал, командовать Сечью буду теперь я». Словом, совершила переворот. Никто не сопротивлялся. И мы послали Быкову телеграмму, что он свергнут, а командует Сечью Мать Запорожская. С нетерпением ждем его приезда. Как он отнесется ко всему? Когда он появился, тут же собрал своих сторонников, начал с ними совещаться. До меня дошли слухи, что ночью они явятся ко мне в гостиничный номер и будут меня свергать. Я решила подготовиться. Поставила кресло на стол и расположилась в нем. Бывают такие ночники, с железными колпачками. Я два колпачка связала, надела на себя, взяла в руки половую щетку, уселась в кресло и жду. Слышу, кто-то крадется вдоль коридора. А это – Быков, Юматов и другие. Они врываются в номер – лица разрисованы, в пижамах, из кривых палок сделаны сабли. И… останавливаются. И тут все стали хохотать! Значит, свергнуть меня не удалось. Но я добровольно отдала Лене Быкову половую щетку – как символ власти».
КАК ЛУЧКО СТОЯЛА НА ГОЛОВЕ
В фильме «Бедная Маша» Клара Степановна сыграла мать главной героини. Режиссер очень хотел создать эксцентричный образ родительской пары и придумывал то одно, то другое. В итоге решил, что героиня Лучко будет увлекаться йогой, а ее киношный муж, которого сыграл Николай Трофимов, – играть на виолончели. На свою беду Клара Степановна призналась, что отлично умеет стоять на голове – режиссер тут же решил этим воспользоваться. Актриса предупредила, что это сложное положение и лучше сцену не затягивать, поскольку к голове приливает кровь. Режиссер пообещал ей, что всё снимут в один момент. «Но на съемках всё получилось иначе, – жаловалась Лучко. – Я стою на голове, а Трофимов играет на виолончели. Он начинает сцену и… забывает текст. А я стою на голове. Начинаем сначала. И он опять забывает. Еще раз… А я всё стою на голове. И так – пять дублей. Чувствую, что сейчас упаду. Мне захотелось стукнуть Трофимова по его голове. Но я этого, конечно, не сделала. А на экране всё выглядело легко и просто...»
КАК ЛУЧКО НЕ ПУСКАЛА ДРУГА В ЧИЛИ
Актриса обожала разыгрывать своих друзей. Однажды, например, она гуляла по Одессе и заметила декорации в стиле Латинской Америки: вывески на испанском языке, иностранные машины. Выяснила, что здесь снимает одну сцену фильма о Чили ее хороший знакомый режиссер Витаутас Жалакявичюс, а потом киношники уедут непосредственно в Сантьяго. «Я попросила у дежурного администратора его телефон, – признавалась актриса. – Набрала номер и, изменив голос, спросила: «Это Витаутас Жалакявичюс? Хорошо, что я вас застала. Я эксперт из Госкино. Мы специально приехали в Ялту с художником, экспертом по Латинской Америке. Мы посмотрели декорации, и я должна вас обрадовать: вам не нужно лететь в Чили, можно снять картину в Ялте. Поэтому работайте спокойно, не дергайтесь. Даже те, кто бывал в Сантьяго, не смогут отличить вашу улицу от настоящей чилийской». А я еще в Москве слышала, что и режиссер, и вся группа мечтали полететь в Чили…» Режиссер растерялся и долго доказывал собеседнице, что группа обязательно должна лететь в Чили. Но потом всё же заметил, что голос в трубке кажется подозрительно знакомым...
КАК ЛУЧКО СОПЕРНИЧАЛА С КОРОВОЙ
Клара Степановна очень любила животных, и те отвечали ей взаимностью – что дома, где она держала нескольких собак, что на съемочной площадке. Актриса говорила, что животные устроены гораздо тоньше, чем нам это кажется. Например, она была уверена, что они точно так же подвержены тщеславию. «В одном из эпизодов фильма «Цыган» я должна была в сарае доить корову и при этом разговаривать с сыном, – рассказывала она. – Корова меня не знает, загнали ее в чужой сарай… В этой ситуации она и копытом ударить может. Но доить я с детства умела, сделала всё как надо: вымыла вымя, помассировала, после дойки вытерла… Всю сцену корова стояла спокойно. Потом я должна встать и выйти на крупный план. Вдруг корова отталкивает меня и гордо становится прямо перед камерой. Съемка идет. Я осторожно отодвигаю ее, чтобы самой встать перед камерой. Она опять меня отталкивает и занимает мое место. Пришлось делать дубль. Дою – стоит спокойно. Подхожу к камере – мое место уже занято. Объясняйте это как угодно, а я убеждена: ей просто не хотелось уступать мне главную роль». А однажды во время визита в Мексику актриса посетила съемки фильма, в котором снималась обезьяна. И невольно сорвала их. «Снимался эпизод, когда обезьяна угощала бананом своего хозяина, лежащего в гамаке, и вообще всячески демонстрировала ему свое расположение. Обезьяна в точности выполняла всё, что от нее требовалось… до того момента, когда увидела в толпе меня. Она застыла, а потом пошла ко мне. Ее оттащили – надо ведь было снимать дальше. Но она снова и снова порывалась ко мне – и всё смотрела прямо в глаза», – вспоминала Клара Степановна. В итоге съемки того эпизода мексиканцы так и не закончили!
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: