7 подарков для Юрия Соломина
«Думаю, я счастливый человек», – говорит Юрий Соломин. 18 июня ему исполняется 80 лет. К этой дате артист подошел с полным набором регалий, он успел даже побывать министром культуры! Но мы выяснили, что отнюдь не это было самым главным подарком судьбы для «адъютанта его превосходительства».
ПОДАРОК ЗА ВЫСТУПЛЕНИЕ
Первое выступление Юрия Мефодьевича состоялось в родной Чите, когда он был первоклашкой. «Осенью 1943 года, в канун годовщины Октябрьской революции, учительница спросила нас, кто хочет выступить в госпитале – поздравить раненых бойцов с праздником, – рассказывает он. – Все стали тянуть руки и кричать: «Я, я!» Из желающих отобрали пятерых, меня – в том числе. Свой концертный номер я не помню абсолютно, кажется, что-то пел и декламировал. На прощание один из бойцов дал мне кусочек сахара – тогда его выпускали в больших прессованных «головах». Я зажал подарок в кулаке и носил так несколько часов, пока не вернулся домой и не отдал его маме. Она расколола кусочек на несколько крошечных частей, чтобы вечером дети попили чаю с сахаром. Вылизывая ладонь, я так гордился собой, добытчиком...» Сейчас актер вспоминает этот день как самый счастливый и радостный из своего трудного военного детства.
ПОДАРОК ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Стать актером Соломин решил, когда посмотрел документальный фильм «Малый театр и его мастера». Но осуществить мечту оказалось не так-то просто. Поступать в Щепкинское училище при Малом театре в Москву юноша поехал вместе с отцом. Юрий сдал экзамены, и неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы не неожиданное ЧП. «Отец сидел в скверике у Большого театра, ждал меня. И вдруг его обокрали – забрали всё: документы, обратный билет... – вспоминает актер. – Хорошо, что отца в нашем городе многие знали. Он на вокзале встретил читинцев, те позвонили домой, и отца послали в Министерство железнодорожного транспорта около Ярославского вокзала, мол, там дадут билет. К этому времени я уже прошел два тура на курс к Вере Николаевне Пашенной, остался третий тур и конкурс. И вот я прибегаю к отцу, он мне всё это рассказывает и говорит: «Поехали домой, мы не можем больше ждать – денег нет». Тогда молодой человек пошел прямо к Пашенной и рассказал ей об этой ситуации, попросив сразу сказать – берут его или нет. «Она посмотрела на меня и говорит: «Ну оставайся». Я и остался», – вспоминает Соломин. Оказалось, что остался практически на всю жизнь, а в конце концов и вовсе стал художественным руководителем Малого театра.
ПОДАРОК СУДЬБЫ
С женой Ольгой актер познакомился в «Щепке». «В первый день занятий Оля опоздала, свободное место оказалось рядом со мной. Вот так до сих пор и сидим рядом...» – смеется Юрий Мефодьевич. Однако творческий путь у супругов оказался разным. В отличие от мужа, Ольга Николаевна не снискала большой известности. 15 лет она проработала в Московском ТЮЗе, а потом посвятила себя воспитанию дочки. Однако скучной домохозяйкой супруга актера не стала – в декрете у нее неожиданно открылись писательские способности. А потом Ольга Николаевна нашла себя в преподавании. Свои таланты есть и у потомков артиста: дочь Даша стала замечательной пианисткой, а внучка Александра унаследовала ее способности к музыке.
ПОДАРОК ОТ РЕЖИССЁРА
Фильм «Дерсу Узала» принес Соломину не только еще большую известность, но и крепкую дружбу с великим японским режиссером Акирой Куросава. На роль Арсеньева пробовались семь артистов. Поскольку Куросава не знал русских актеров, ему принесли семь фильмов с их участием, в том числе две серии «Адъютанта его превосходительства». Когда режиссер попросил у ассистентов остальные серии, стало ясно: вопрос с главной ролью решен. Соломин и Куросава относились друг к другу очень уважительно. Русский актер звал режиссера сэнсеем – учителем. А японская знаменитость, в свою очередь, сделала актеру памятный подарок. «Свой день рождения в 1974 году я встречал в тайге на съемках, – вспоминает Юрий Мефодьевич. – Куросава накануне сутки не выходил из своего номера в гостинице. Японцы говорят: «Он что-то тебе готовит». Через сутки он вышел с картиной, на которой изображена голова тигра и подпись: «Соломин Юрий Мефодьевич сан, Акира Куросава. 18 июня 1974». Куросава ведь окончил Академию художеств и вот ради меня решил тряхнуть стариной...» Но еще более важный подарок японец сделал позднее. Вскоре после выхода фильма Соломина пригласили в Болгарию ставить первый в его жизни спектакль в качестве режиссера. Оказалось, о режиссерских способностях Соломина болгары узнали... из интервью Куросавы!
ПОДАРОК ОТ ПОКЛОННИКОВ
«Дерсу Узала» получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. Но съемочную группу не только не отпустили на церемонию – киношникам даже не сказали о том, какой чести они удостоились! «Однажды, встретив меня в коридорах Госкино, один очень известный критик рассказывал мне взахлеб, как это было: «И когда объявили, что вы получили премию, зрительный зал встал», – с обидой вспоминает Юрий Мефодьевич. – Я даже сейчас не могу спокойно относиться к этому. Пока не знал, мне было все равно. Но когда я это увидел, то был потрясен: как же не стыдно людям, которые сделали так, что статуэтку получал другой человек, не имеющий никакого отношения к нашему фильму. Но еще большее потрясение у меня было, когда в Доме актеров на презентации своей книги я рассказал об этом и сказал, что у меня украли звездный час. Теперь я никогда не увижу этого зала, который встал. И зал в Доме актера встал...»
ПОДАРОК ОТ ПРИРОДЫ
Юрий Мефодьевич с детства обожает животных, особенно собак. «Мы с женой всегда дворняг подбирали, даже когда у нас не было квартиры и мы снимали угол, – говорит он. – Однажды, помню, притащила Ольга пса, мы его подлечили. Гариком назвали. А потом и другие стали появляться таким же образом. Собаки были всё время, жили подолгу – лет по четырнадцать. А когда мы уже обзавелись квартирой, мне на шестидесятилетие подарили породистую собаку, немецкую овчарку. Я с детства мечтал об овчарке. Еще когда я жил в Чите, я посмотрел фильм «Джульбарс». И мне так захотелось быть пограничником в Средней Азии – чтобы собака такая была со мной, чтобы она ловила басмачей и спасла старика, как в фильме...» Пес Маклай стал любимцем семьи. Вместе с хозяином он даже снялся в сериале «Московская сага». Когда однажды овчарку похитили, к поискам подключились многочисленные поклонники артиста. Портрет собаки так растиражировали и подняли такой шум, что похитители от греха подальше отпустили Маклая. Счастью семьи Соломиных не было предела. Сейчас Маклая уже нет, зато Соломина радуют три собаки и пять кошек. А еще любовь к животным помогает Юрию Мефодьевичу... преподавать актерское мастерство! «На занятиях иногда я вижу, что кто-то учебный материал понимает, а кто-то не понимает. И тогда я начинаю рассказывать про собак и про кошек – и всё становится более понятным», – уверяет он.
ПОДАРОК ДЛЯ КОРОЛЕВЫ
Был презент, которым изрядно удивил адресата и сам Юрий Мефодьевич. Когда в 1994 году в Москву приезжала королева Елизавета II, местом встречи с дипломатами она выбрала Малый театр. «Мы думали: что же ей подарить? Тогда безденежье было… – вспоминает актер. – Кому-то пришла идея преподнести высокой гостье палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Мы заказали ее хорошему мастеру, и когда прощались с королевой, я ей вручил наш презент. Она удивленно посмотрела, поблагодарила, взяла подарок и пошла дальше. За ней потянулась свита. И где-то из второго ряда пожилой человек – видно, из старых русских – меня остановил: «Откуда вы узнали, что королева коллекционирует шкатулки?» – «Мы просто решили сделать такой подарок». – «Вы попали в точку!» Через две недели Юрию Мефодьевичу пришел конверт из Букингемского дворца с портретом королевы и ее автографом. Похоже, подарок действительно понравился Елизавете II.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: