Неукротимая Римма
«Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!» – эти слова ее героини в «Покровских воротах» выражают самую суть решительной и принципиальной актрисы Риммы Марковой, которой 3 марта исполнилось бы 90 лет.
Лупила весь класс
Отец Риммы был провинциальным актером. Семья постоянно переезжала вслед за ним, и в каждой новой школе высоченной, худой, рыжей девчонке придумывали новые прозвища: Циркуль, Дылда, Каланча. Римма терпела, но только до тех пор, пока не узнала, что ее младшего брата-пятиклассника Лёню бьют мальчишки, с которыми он отказывается ходить воровать. Рослая и решительная Маркова быстро разобралась с обидчиками. «Портфелей тогда не было, и в школу ходили с чем придется. Я – с деревянным баулом. Им и била, – вспоминала актриса. – Вскоре досадное Каланча сменилось на милитаристское Майор. Каждый обиженный мог обратиться ко мне за помощью. Я с деревянным баулом стала олицетворением высшей рукастой справедливости. Правда, иногда приходилось лупить на всякий случай весь класс… И настал тот день, когда отучить меня махать кулаками собралась вся школа. Но куда им против гениального стратега Майора! Ни разу они меня не поймали. Смывалась через окно в уборной, через чердак…»
Доводила зрителей до обморока
Росшая в театральной семье, Римма впервые вышла на сцену уже в шесть лет, а через три года они с братом сыграли главные роли в спектакле «Дети улицы» о беспризорниках. «Что интересно: я – рыжая, конопатая и рослая – играла мальчика, а Леня – маленький, светловолосый и голубоглазый – девочку, – рассказывала актриса. – Это был наш с ним первый триумф. Когда на сцене Лёня умирал, я так отчаянно кричала: «Валька, только не умирай!», что люди в зале рыдали и падали в обморок. У театра дежурила «скорая». На одном из премьерных спектаклей режиссер подхватил нас на руки и сказал зрителям: «Запомните их! Перед вами будущие народные артисты Советского Союза!» Полвека спустя брат действительно стал народным артистом СССР. А позже и мне присвоили звание. Только к тому времени Союз уже распался, так что я стала народной артисткой России».
Покорила Москву с вокзала
После школы Марковы решили поступать в театральную студию – в Вологде, где тогда жила семья. Но ее руководитель Лидия Ротбаум сразу заявила, что им прямая дорога в Москву, и замолвила за ребят словечко перед своим бывшим педагогом Иваном Николаевичем Берсеневым, худруком Театра имени Ленинского комсомола. Покорять Москву брат и сестра отправились с... чемоданом груш. «Наши наивные родители решили, что в Москве это дефицит жуткий. Мол, продадите и будете на эти деньги шиковать, –
рассказывала Римма Васильевна. – Приехали мы, а нам и остановиться негде. Но я всегда была деятельной. Вещи – в камеру хранения, а сами – на Центральный рынок груши продавать. Как же у нас их воровали! Подходили, в наглую брали, а мы с Ленькой стеснялись наглецов одернуть. В общем, продали килограмма два, остальное съели...» В итоге жить Марковым пришлось прямо на вокзале. Оттуда они и отправились на вступительные экзамены в студию при театре. Берсенев принял обоих. А узнав про вокзальное житье, разрешил остаться в театре под лестницей. «Мы ощутили себя буквально в раю! – признавалась Маркова. – Чисто, красиво, милиция не гоняет».
Напугала сотрудника ЦК
Сотрудники театра опекали и подкармливали Марковых, а после окончания учебы обоих взяли в труппу. Но после смерти Берсенева в «Ленком» пришло новое руководство, и Римму уволили по сокращению штатов. «Тогда я пошла в ЦК партии, – рассказывала актриса. – Хозяин кабинета тут же предупредил меня, что у него есть всего 15 минут. «А мне три часа надо!» – отвечаю. Тот головой качает, мол, это нереально. «Ах, нереально! – закричала я. – Тогда я сейчас прямо из окна вашего кабинета выброшусь». И так, видно, уверенно сказала, что мужик смирился. Пошел даже мне воды из сифона налить. Я понятия не имела, что это у него в руках зашипело, – думала, он стреляет. И как заору – у него от испуга стакан из рук выпал и разбился. Выслушал он меня, восстановил в театре. А я на следующий же день заявление об уходе написала. Сама. Не смогла простить это издевательское увольнение. Устроилась работать в «Москонцерт».
Не простила любимому опоздания
Недостатка в поклонниках у Марковой не было. Статной девушкой интересовались и администратор «Москонцерта», который обещал сделать ее самой богатой женщиной в стране, и сам Марк Бернес. Но ее первой большой любовью стал военный летчик Семен, с которым Римма познакомилась, отдыхая у родителей в Махачкале. «Началась такая любовь, какой больше в моей жизни уже не случалось, – признавалась актриса. – Он цветы охапками возил каждый день. На мотоцикле. Я по звуку мотора догадывалась о его приближении, и сердце начинало колотиться как бешеное». Семен попросил руки любимой, но поставил условие: она должна бросить театр и следовать за мужем-военным. Вскоре его перевели служить в Грузию. «Для меня жизнь померкла, – рассказывала Маркова. – И вот однажды приезжает солдатик, привозит от Семена письмо, где он меня опять зовет к себе. Поехала! Приезжаю, выхожу на перрон – а его нет. Уже вокзал опустел, а его всё нет. У меня как будто оборвалось всё внутри. Пришла в гостиницу, сижу смотрю в окно: едет! С огромным букетом. Я смотрю в окно, как он с белыми розами по перрону бегает: одну электричку встречает, другую. Потом уехал. Вдруг снова едет – снова поезда встречает. А я всё смотрю. Потом приехал уже с сильно увядшим букетом – снова по перрону бегает. А я сижу... Не чувствовало сердце уже ничего!» Встретилась она с Семеном, только чтобы попрощаться навсегда.
Не покорилась богатому испанцу
С отцом ее единственной дочери Татьяны семейная жизнь у Риммы Васильевны тоже не сложилась: слишком уж музыкант Владимир Никитин любил выпивку и женщин. Зато в 42 года Маркову наконец сняли в главной роли – в картине «Бабье царство», которая принесла актрисе всесоюзное признание и... мужа-испанца! Фильм отправили на кинофестиваль в Испанию. А с ним и Римму Васильевну – разумеется, под пристальным надзором КГБ. Там ее увидел инженер-строитель Антонио Гонзалес. «Влюбился он в меня в одночасье, – рассказывала актриса. – Клялся, что приедет ко мне в Москву, выпросил адрес. Я дала, лишь бы отстал, уверена была, что мы больше не увидимся. Поэтому, когда спустя неделю он возник у двери моей московской квартиры, была просто потрясена!» Тут же получив от пылкого испанца предложение руки и сердца, Маркова... кинулась звонить в ЦК с вопросом, что ей делать. И услышала: «Выходи замуж. А разонравится, мы тебя быстро разведем». «Когда в самом ЦК партии тебе говорят: «Выходи замуж», это не обсуждается, – признавалась Маркова. – Но не сложились у нас отношения. Он старался: рвался квартиру нам купить – мы жили в маленькой «однушке», машину. Но я никогда от мужиков ничего не брала. А полюбить его так и не смогла. Уехал он обратно в Испанию, а штамп в паспорте остался...»
Сразила Михалкова каратэ
Лучшей подругой Риммы Марковой была столь же крупная и темпераментная Нонна Мордюкова. Вместе они... занимались каратэ! «Мне врач посоветовал, когда у меня рука стала болеть, – рассказывала Маркова. – Потом я Нонну в эту секцию затащила. А закончилось всё тем, что Никита Михалков снял меня в «Родне». У Нонны был день рождения, который совпал со съемками у Михалкова. И я подговорила ее сестер поехать в Звенигород, где снимался фильм. Когда мы приехали, нашли Мордюкову, одиноко сидящую в гостиничном номере. Устроили застолье, а там потихоньку съемочная группа подтянулась: Михалков, оператор, другие ребята. Нонна возьми и расскажи, как мы с ней каратэ занимались. Никита так засмеялся, что упал со стула, только ноги торчали. И на следующий день привел меня на площадку и снял в сочиненной тут же роли администратора гостиницы, которая не пускает знакомого Мордюковой: «Мест нет!» Весь Дом кино, когда была официальная премьера «Родни», смотря эти кадры, помирал со смеху…»
Полетала с «Ночным дозором»
Римму Маркову хорошо знает современная молодежь – благодаря фильму «Ночной дозор», где 79-летняя актриса сыграла ведьму. «Думала, что играю мошенницу, а не настоящую ведьму. Если бы сразу поняла, отказалась бы! – призналась Римма Васильевна после выхода фильма. – Создатели картины схитрили: отправили мне не весь сценарий. Из этого кусочка я не поняла, что это ведьма, и согласилась. Снималась в «Дозоре» всего четыре дня, зато по 14 часов. Что они со мной творили! Привязали на съемочной площадке к качелям и стали крутить в разные стороны. Я думала, пришел мой смертный час! И после всего этого они еще требовали, чтобы я текст вспомнила. Хотела взять табуретку и всех их поубивать... Но после премьеры ко мне пришла новая волна популярности, кино многим понравилось, и я осталась довольна». Актриса снималась до 86 лет, причем никогда не соглашалась на бросовые роли и съемки в рекламе. Предпочитала ютиться в своей «однушке», а на скромные гонорары баловать внука Федора, которому нынче исполняется 20 лет. Таким уж она была непримиримым бойцом – не покорилась даже раку, с которым боролась трижды. Римма Васильевна ушла в январе этого года – тихо, во сне, от остановки сердца.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: