Козак лихой
Михаил Козаков как-то сказал, что песня всей его жизни – «Жил отважный капитан». Актер, которому 14 сентября исполнилось бы 80 лет, не производил впечатления бесстрашного вояки. Но мы точно знаем, что несколько раз он проявил недюжинную храбрость, так что смог...
…НЕ ИСПУГАТЬСЯ ПЛАСТИНКИ НА ГОЛОВЕ
Козаков был известным любителем поэзии и блестящим чтецом. Огромное количество стихов он знал наизусть. Особенно же любил Пушкина и Бродского. С последним Михаил Михайлович, кстати, был знаком лично. Общий знакомый как-то привел поэта в гости к актеру. Во время застолья хозяин прочитал что-то из Пушкина, и тут вдруг гость завелся: «А какого черта вы вообще читаете чужие стихи? Их должен читать или сам автор, или читатель, но про себя». Впрочем, Бродского быстро убедили, что актер читает стихи очень хорошо. И позже поэт даже благосклонно воспринял известие о том, что Козаков записал целую пластинку с его стихами. Правда, пошутил: «Пускай читает, но передайте ему, чтобы помедленнее, не то эти пластинки надену ему на голову».
…ПОДВЕСТИ КГБ
Неоднозначный эпизод в жизни актера случился, когда КГБ завербовал его работать против иностранной разведки. «Началось это знакомство с милиции, потом выше, выше, выше, и наконец вопрос был поставлен ребром: «Вы советский человек? Мы вам слово даем, что стучать на своих не будете, – вы нам нужны для другого». Слово они сдержали», – вспоминал Козаков. Ситуация была пикантной: известный ловелас понадобился, чтобы... скомпрометировать американскую журналистку! Колетт Шварценбах из «Вашингтон Пост» работала тогда в Москве и вызывала подозрения у власти. Козаков на деньги органов водил ее по ресторанам, но дальше этого дело не зашло, поскольку актер... влюбился! И рассказал изумленной женщине всё как есть. Естественно, никакого компромата создать не вышло.
…ПРЕДОТВРАТИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНФЛИКТ
В 1968 году труппа театра «Современник» поехала на гастроли в Неаполь. Перед отъездом инструктор «Интуриста» заклинала актеров ни в коем случае не ходить в портовые кабачки, где в то время развлекались моряки американского флота НАТО. Естественно, именно туда хулиган Олег Ефремов первым делом потащил друзей под предлогом «изучения жизни». Причем особенно упирал на необходимость этого похода для Козакова, поскольку тот часто играл иностранцев. Отправились в некий «Бродвей-бар». «Сидели мы в одной из лож бара, расположенных по стенам сводчатого помещения, – вспоминал Михаил Михайлович. – В соседней, прилегающей ложе восседал дюжий моряк, типичный американец в свитере грубой вязки, выпивал и медленно что-то говорил молоденькой черненькой и маленькой своей девочке из местных кадров «Бродвей-бара». Развалившись, он решил опереться локтем правой руки на перегородку ложи, где уже лежала рука жены Ефремова Аллы... «Сэр! – как можно вежливее сказал я. – Плиз! Ай эм сорри, сэр! Ер хэнд фром хэнд ауар вумэн. Ю андерстенд ми?» – еще вежливее, очень стараясь, чтобы он понял мое медленное арго, закончил свой нехитрый монолог. Он, кажется, и в самом деле что-то понял, ручищу свою убрал, локоть его перестал давить руку бедной Аллы». Однако на этом приключения русских актеров не закончились. Их собеседник заинтересовался национальностью гостей. И после того, как Козаков на ломаном английском объяснил, что перед ним представители Страны Советов, пришел в дикий восторг. В общем, вечер закончился интернациональным застольем и пением романса «Очи черные». Петь, кстати, тоже пришлось Козакову.
…СЫГРАТЬ ПЬЕСУ, НЕ ЗНАЯ ЯЗЫКА
В 1990 году, когда в стране стало плохо и с деньгами, и с ролями, Козаков вместе с семьей переехал в Израиль. Там он принял предложение местного Камерного театра сыграть Тригорина в чеховской «Чайке». И всё бы ничего, но «Чайка» предполагалась на иврите, которого Козаков не знал! Однако, как говорил актер, «нужда заставит – и на хинди заговоришь». Первое время он переписывал русскими буквами транскрипцию своих монологов на иврите. «Составлял словари, выяснял значение каждого слова, надиктовывал ивритский текст на магнитофон, снова учил, учил, учил, как попка-дурак повторял, повторял, повторял вслух сотни, тысячи раз одно и то же. Стал предметом раздражения моей жены, которой осточертела моя бубнежка. Обозлил знакомых, насилуя каждого, кто мог проверить меня и помочь мне», – вспоминал он. И на самом деле смог с выражением сыграть эту роль. А язык выучил гораздо позже. Кстати, еще не освоив иврит до конца, Козаков начал на нем преподавать актерское мастерство. «Это моя гордость, главное достижение в Израиле, – признавался он. – В этом нет и тени компромисса. Я на своем всё еще плохом иврите («моя-твоя пошла») объясняю студентам довольно сложные вещи. Затем они уже на своем родном языке воплощают мои идеи. Это имеет тот или иной успех у израильтян, а главное – в студентах что-то останется, я надеюсь».
…ПОДРУЖИТЬ ВСЕХ СВОИХ ДЕТЕЙ
Личная жизнь актера всегда была бурной. К концу ее у него было пять бывших жен, пятеро детей – Екатерина, Кирилл, Манана, Михаил и Зоя. Трое старших подарили Козакову пятерых внуков, и младшая дочь оказалась младше старшей внучки на двенадцать лет! Все эти многочисленные родственники поддерживают отношения между собой, а кое-кто даже подружился. Младшая и любимая дочь актера Зоя, теперь уже взрослая, рассказывает о семейных традициях так: «У нас очень дружная семья, я имею в виду всех папиных детей и внуков (нас же много!). Особенно крепко я дружу с Тинатин (дочка Мананы. – Прим. ред.). Я ей тетя, по правде, но мы ровесницы и подружки. Она к нам часто приезжает и на гастроли с ансамблем танца (вот она точно станет артисткой), и просто так – отдыхать. Мой старший брат Миша больше дружит с дочками Кати – Полиной и Дашей. Конечно, они же старшие. Прошлым летом в Нью-Йорке они несколько недель жили вместе: Мишка, Полинка и Антон – сын Кирилла». Кстати, хитросплетение родственных связей своеобразно влияло на подрастающее поколение. Тинатин, к примеру, когда в 4 года ее познакомили с толпой московских родственников, потом у всех начала спрашивать, кто сколько раз выходил замуж и женился. И искренне сочувствовала тем, на чью долю это выпало только однажды. А потомков великого актера теперь объединяют не только запутанные родственные связи, но и почтительная память о любимом отце и дедушке.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: