Экипаж пиратов не верит Мюнхгаузену в осеннем гараже
1979 год был отмечен в советском кинематографе первым фильмом-катастрофой, первым боевиком, оскароносной картиной и многими другими замечательными лентами. Киношедевры, которым в этом году исполняется 35 лет, запомнились нам...
...ПРЫЖКАМИ ВО ВРЕМЕНИ
Как ни странно, сценарий фильма «Москва слезам не верит», ставшего легендой советского кино и лауреатом кинопремии «Оскар», поначалу не нравился никому. В том числе и режиссеру картины Владимиру Меньшову. «На сценарий я не сразу среагировал, – признается он. – Единственное, что меня привлекло, – это замечательный ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будит взрослую дочь. Я даже подумал, что просто пропустил несколько страниц. А когда понял, что это такое решение – прыжок в 20 лет, то сразу мысль заработала». Однако сценарий режиссер всё же кардинально перелопатил. Это он придумал историю спившегося хоккеиста Гурина, а главную героиню Екатерину, депутата Моссовета, вместо приема избирателей отправил в клуб знакомств. В связи с «прыжком в 20 лет» стоит отметить, что актрисы, которые в начале фильма сыграли 19-летних провинциалок, были намного старше: Ирине Муравьевой исполнилось 30 лет, Раисе Рязановой – 35, а Вере Алентовой – 37.
...НЕУПРАВЛЯЕМЫМИ НЕМЦАМИ
В главной роли в картине «Тот самый Мюнхгаузен» режиссер Марк Захаров изначально видел только Олега Янковского, вопреки сомнениям самого актера. А вот на роль его возлюбленной Марты пробовались многие актрисы. Окончательный выбор делался между Татьяной Догилевой и Еленой Кореневой. Но Догилева, как и более половины исполнителей ролей в картине, была актрисой руководимого Захаровым «Ленкома». «Если всех забрать на съемки, кто ж в театре будет играть?» – подумал Марк Анатольевич и утвердил Кореневу. Снимали картину в ГДР, где режиссеру доставила много хлопот массовка из местных жителей. «Немецкие горожане вели себя не так, как хотелось бы, и я понял, что утерял контроль над ситуацией, – вспоминает он. – Тут еще ветер подул: мне показалось, что все декорации рассыпаются. А может, они действительно рассыпались... И вот тогда я вспомнил все немецкие слова, которые знал по фильмам, – штук десять – и на массовку закричал. Говорил, что отправлю их «на хаус», и за счет этих воплей мне удалось их как-то вразумить. Тогда я слабо представлял, как уложиться в скромный бюджет картины, но факт, что я вдруг заговорил по-немецки, придал мне сил, и всё закончилось благополучно».
...СУРОВЫМИ РЕАЛИЯМИ
Сценарий фильма «Гараж» режиссер Эльдар Рязанов написал, пережив сильное потрясение на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников «Мосфильма». «Среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести», – вспоминал он. В картине даже есть персонаж, олицетворяющий Рязанова, – это профессор Смирновский, совесть которого ближе к концу фильма все-таки заговорила. Сам Эльдар Александрович сыграл в картине крошечную роль – начальника отдела насекомых, который проспал всё собрание и в итоге получил «несчастливый билет». Работа над фильмом шла в необычном режиме. Рязанов решил заполучить лучших актеров, но их отпускали из театров максимум на месяц. Поэтому снимали всего 24 дня и сразу на три камеры – чтобы уложиться в сроки. Так что актеры, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, ни на минуту не выходили из роли. Режиссер подозревал, что картина, которая показывает советское общество в неприглядном свете, будет тяжело проходить процедуру сдачи в Госкино. Но «Гаражу» повезло. Накануне его сдачи Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки, так что фильм пришелся весьма кстати.
...«ОСЕННИМИ» СТРАДАНИЯМИ
На съемках фильма «Осенний марафон» у режиссера Георгия Данелии возникло немало проблем с актерами. Главный герой Бузыкин, по сюжету, мечется между женой и любовницей, но игравший его Олег Басилашвили был примерным семьянином, поэтому донимал режиссера вопросом, что именно персонаж должен чувствовать. Марина Неёлова, игравшая любовницу Бузыкина, постоянно спорила с Данелией о характере героини. Ситуация накалилась до такой степени, что они месяц не разговаривали друг с другом, общаясь через сценариста Александра Володина. С Галиной Волчек, сыгравшей неудачницу Варвару, проблема возникла уже на стадии озвучания. Увидев, насколько некрасиво выглядит ее героиня на экране, актриса лишилась дара речи. «Прихожу я на озвучку, – рассказывала она. – Надо говорить реплики, все меня ждут. А я сижу и рыдаю, как ребенок. Как только посмотрю на экран, так слезы градом катятся. Думаю, ну неужели эта мымра – я?» А на роль профессора из Дании утвердили немецкого репортера Норберта Кухинке, который раньше не снимался в кино и с трудом входил в образ. Съемочной группе приходилось идти на хитрости. Так, после множества неудачных дублей сцены знакомства, во время которых актерам наливали вместо водки воду, в рюмку Кухинке в тайне от него налили-таки водки. Норберт по-настоящему поморщился от крепости алкоголя – дубль удался.
...ВЫЖИВШИМ КОМАНДИРОМ
Своим появлением первый отечественный фильм-катастрофа «Экипаж» обязан... инженерному образованию режиссера Александра Митты. «Я всегда мечтал снять кино со множеством спецэффектов – хотелось настоящий «инженерный проект» соорудить», – объясняет он. Сооружение шло тяжело: бюджет картины был скромным, а списанных самолетов Ту-154 для съемок не было – модель-то новая. Выручил случай: в Омске на взлетной полосе загорелся самолет – спасли только хвост, который и отдали съемочной бригаде. Затем нашлось «тело»: в самолете Киев – Москва кто-то из пассажиров разлил ртуть. Лайнер очистили и тоже отдали «Экипажу». Самолеты режиссер добыл, а вот свой финал картины отстоять не сумел. «Сначала была другая концовка, – рассказывает он. – Героя Жженова отстранили от полетов, он лежит в больнице. Но друзья просят перегнать самолет, поскольку летчиков не хватает. Он бежит ночью по снегу в больничной пижаме, поднимается в пилотскую рубку, а там его фронтовые ребята. Он садится за штурвал и думает: «Ну вот, дождался... Все-таки я счастливый!» В следующем кадре снова больница, и дочка летчика говорит: «Папа умер». Когда я это смонтировал, у самого мурашки побежали. Но в Госкино сказали, что не стоит омрачать конец смертью главного героя. Заставили переснять. До сих пор жалею. Так красиво встретить смерть, чтобы вся съемочная группа обрыдалась, не смог бы больше ни один актер...»
...ПИРАТАМИ-КАРАТИСТАМИ
Первый отечественный боевик «Пираты ХХ века» стал самым кассовым фильмом в истории советского кино во многом благодаря эпизодам, где герои дрались, используя приемы полузапрещенного в СССР каратэ. Особенно блистали сыгравший боцмана Тадеуш Касьянов, старший механик Сергей – Николай Еременко и главный злодей Салех – Талгат Нигматулин. Последний, кстати, был чемпионом Узбекистана по каратэ. В детстве Талгат переболел рахитом, и однажды в пионерском лагере девочка отказалась с ним танцевать, потому что он «некрасивый и кривоногий». Мальчик убежал далеко в степь, скрывая слезы, и поклялся стать сильным, чтобы никто не смел ему отказать. Талгат занялся легкой атлетикой, а потом увлекся каратэ. Впрочем, за кадром «злодей Салех» был спокойным, дружелюбным и часто... гадал коллегам по руке. Большая часть трюков выпала на долю Николая Еременко. Чего стоит сцена спасения женщин из библиотеки, которую снимали в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист». «Снимали неделю, – вспоминал актер. – По семь часов я сидел в воде, и не просто сидел, а всё время надо было нырять, нырять, нырять… И тогда уже из носа кровь шла не искусственная, а моя, и часто прекращали съемку, чтобы кровь остановить». За трюки Еременко, кстати, так и не заплатили, зато он был признан актером года и надолго стал мечтой многих советских женщин.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: