Добро пожаловать, Мухтар, на женитьбу председателя
Сегодня вспомним замечательные фильмы, которые в этом году отмечают свое 50-летие. Уже полвека их любят благодаря...
...ШУСТРЫМ «ПОСТОРОННИМ»
Трудно представить себе более известную дипломную работу, чем труд студента ВГИКа Элема Климова – комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А ведь во время съемок картина постоянно находилась под угрозой закрытия – в ней усматривали антихрущевские настроения. Зная об этом, Климов каждые три дня спрашивал директора ленты: «Сколько денег мы уже потратили?» Тот называл цифру. Режиссер качал головой: «Надо больше тратить, чтобы нас труднее было закрыть!» В результате фильм закончили на четыре с половиной месяца раньше срока – это был всесоюзный рекорд. Виктор Косых на главную роль Кости Иночкина попал случайно. К нему в класс пришел ассистент с «Мосфильма» и начал отбирать для картины ребят, которые умеют плавать. Школьники оценили такую возможность уйти с уроков, и все назвались отличным пловцами, в том числе Витя, который плавать не умел. Знал бы он, какими испытаниями обернутся съемки! Для одного эпизода мальчику пришлось 27 дублей с аппетитом есть рассольник. А в сцене полета над речкой долго висеть под куполом съемочного павильона на стальных нитях, которые больно впивались в тело. Но от актерства это Косых не отвратило – вскоре он снялся в «Неуловимых мстителях». Ну а Климов защитил свой диплом.
...БОЕВИТОМУ «ПРЕДСЕДАТЕЛЮ»
Знаменитая драма «Председатель» наверняка не стала бы столь успешной без актерского дуэта Михаила Ульянова и Ивана Лапикова, которые сыграли двух братьев-антиподов: Ульянов – решительного председателя колхоза Егора, а Лапиков, которого на эту роль высмотрели в Волгоградском драматическом театре, – крестьянина-единоличника Семена. «Трудная сцена, конечно, была драка братьев, – рассказывал Лапиков. – Было снято девять дублей… по необходимости. Просто больше снять было нельзя, потому что меня положили в больницу. Я бы никогда не посмел обвинить в этом Ульянова. Иначе было нельзя. Это решающий момент, жестокий, трудный, его нельзя было снимать деликатно. К тому же сцена игралась в совершенно бешеном ритме, так что о безопасности труда говорить не приходилось. Таково уж искусство, такова наша работа…» Эта история, кстати, не помешала актерам крепко подружиться.
...НАСТОЯЩЕМУ «МОРОЗКО»
Наташа Седых с четырех лет занималась фигурным катанием. Потом поступила в балетную школу, и с коньками пришлось расстаться. Однако коронный номер Седых, «Умирающий лебедь», помнили долго. Однажды 15-летнюю Наташу уговорили выступить с ним на большом новогоднем празднике, и ее увидел по телевизору режиссер Александр Роу, который как раз искал актрису на роль Настеньки в сказке «Морозко». «На моей кандидатуре настоял сам Роу, – вспоминает Седых, – хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да еще и пищит, как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! «Только сделайте с ней что-нибудь, – попросил он гримеров, – чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет». В хореографическом училище отпускать девушку на несколько месяцев сниматься не хотели категорически. Согласились, только когда педагог Наташи поручилась, что та сдаст экзамены на одни «пятерки». О чем Седых впоследствии чуть не пожалела: на Кольском полуострове, где снимали сказку, было очень холодно. «Слава Богу, со мной была моя мамулечка! – говорит Наталья. – Она меня отпаивала горячим чаем, подкармливала – не дала замерзнуть».
...СТРАСТНОЙ «ЖЕНИТЬБЕ»
Съемочная площадка картины «Женитьба Бальзаминова» была настоящим царством «пластической хирургии»: 46-летнего Георгия Вицина гримеры омолаживали на четверть века для роли Миши Бальзаминова, а 40-летнюю Людмилу Шагалову старили, создавая образ его матушки. Под паром лицо актрисы становилось сморщенным, как печеное яблочко, – после съемок она разглаживала морщинки маленьким утюжком. Вицина, впрочем, «пытали» не только гримом, но и... поцелуями Нонны Мордюковой. Режиссер хотел, чтобы ее героиня-невеста основательно прижимала своего жениха Бальзаминова к забору. «А он такой прямо худенький был, бедняжка, и добрый. А я его мусолила у этого забора – ну никак режиссеру нельзя угодить! – вспоминала Нонна Викторовна. – Думаю, ну я ж правильно говорю: «Он мне нравится. Ты мне чтобы его каждый день – ко мне!» «Нет, стоп!» – кричит режиссер. – «Нонна, ну что же ты!» У Вицина бедного все лицо уже красное, пятнами. И поцарапан об гвоздь в заборе! А я снова: «Вы любите меня, я вас – так – буду». Шмякаю Вицина об забор, и не воздушный поцелуй, а такой – крепкий! И так было 28 раз! Только на 29-м дубле режиссер сказал: «О! Вот это да!»
...СООБРАЗИТЕЛЬНОМУ «МУХТАРУ»
Главную роль в фильме «Ко мне, Мухтар!» готовились играть три собаки – ведь в картине нужно было показать служебного пса в разном возрасте. Однако неожиданно обнаружилось, что ни один из «артистов» с ролью не справляется. Когда для создания эффекта метели на съемочной площадке включали мощный ветродуй, все псы в ужасе разбегались. Спас ситуацию инженер-сантехник из Киева Михаил Длигач, который предложил на главную роль своего пса Дейка. Умнейшая собака не боялась ветродуя и вообще оказалась находкой для съемочной бригады. Например, во время съемок эпизода, где Мухтару делают операцию после ранения, Дейк, уложенный на операционный стол, вдруг ни с того ни с сего начал тяжело дышать – получился образ больной собаки, что и требовалось режиссеру. В другой сцене старый уже Мухтар должен был, повизгивая, боязливо слезать с лестницы. И тут выручил Дейк, точнее, страх высоты, который он приобрел, щенком упав с подоконника. Пса на руках заносили на верхнюю площадку лестницы, откуда он робко сползал к ногам своего киношного хозяина Никулина. Кстати, артисту после выхода фильма стали приносить щенков всех пород. «Теперь надо снимать вторую серию «От меня, Мухтар!» – шутил Юрий Владимирович.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: