Судьба науки волнует лишь ученых
Протесты ученых, части парламентской оппозиции в лице фракции КПРФ и некоторых депутатов от "Справедливой России" не спасли российскую Академию наук. Как известно, на этой неделе закон о так называемой "реформе" РАН Госдума в спешном порядке приняла сразу во втором и окончательном третьем чтениях.
У экспертов, опрошенных "Росбалтом", практически нет расхождений при ответе на вопрос, о том, зачем и почему принимался этот закон. Судя по их словам, мотивы президента и правительства, продавивших реформу РАН, не имеют отношения ни к развитию науки, ни к ее эффективности.
Политолог Павел Кудюкин обратил внимание на то обстоятельство, что этот закон, к тому же был принят с грубыми нарушениями парламентской процедуры. В частности, по словам эксперта, "согласно Конституции, общие вопросы развития науки являются предметом совместного ведения Федерации и ее субъектов".
Соответственно, говорит Кудюкин, прежде чем направлять законопроект о реформе Академии в парламент, "его вначале следовало бы отправить на отзыв в законодательные органы всех субъектов Российской Федерации". Без этого, считает он, принимать его было нельзя.
Кроме этого, при рассмотрении законопроекта была нарушен регламент рассмотрения нормативно-правовых актов, установленный постановлением правительства. В соответствии с этим постановлением, проект закона о реформе РАН за 60 дней до внесения в Госдуму должен был быть вывешен на специальном сайте для обсуждения. Чего также не было сделано.
После принятия Госдумой этого закона не осталось "даже гипотетического центра, который бы вырабатывал стратегию научного развития", - заявила "Росбалту" завкафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина.
С этим согласен и Кудюкин. По его мнению, закон о реформировании Академии стал сильным ударом по организации научной деятельности, который разрушает старую систему и не создает ничего взамен.
Эксперт также отметил, что "проблемы с управлением фундаментальной наукой есть, и к РАН было достаточно много обоснованных претензий, но ни одну из реальных проблем эта реформа не решает". В частности, она не снимает и вопрос о недостаточной прозрачности финансовых потоков внутри РАН и ее отделений, считает Кудюкин.
Еще более категоричен в своих суждениях директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. Он заявил "Росбалту", что закон о реформе РАН направлен на эффективное уничтожение институциональных условий для научной деятельности в России.
По словам Кагарлицкого, "это делается абсолютно сознательно, потому что люди, которые проводят этот закон, считают, что фундаментальная теоретическая наука и научные исследования не нужны как таковые".
Эксперт напомнил, что министр образования и науки Дмитрий Ливанов открыто говорил о том, что наукой и ее финансированием должен заниматься бизнес, отталкиваясь от своих текущих задач.
Исходя из подобных суждений, считает Кагарлицкий, "фундаментальные научные исследования должны быть уничтожены, потому что отвлекают государственные средства и людей, которые могли бы быть перенаправлены в различные бизнес-проекты, где они могли бы решать какие-то локальные задачи, поставленные хозяевами бизнес-структур".
В свою очередь Анна Очкина высказала опасения, что создаваемое в соответствии с новым законом федеральное агентство по управлению наукой "будет в основном заниматься недвижимостью, и все закончится, как в Грузии - начнется ползучая приватизация всей недвижимости РАН".
Кудюкин в этом тоже не сомневается, и также обращает внимание на то, что в законе делается упор на имущественные вопросы. "Характерно, что вопросы управления собственностью академических институтов передаются вновь создаваемому агентству исключительно в европейской части России, где недвижимость дорога, и где на этом можно поживиться", - отмечает он.
Поддерживает такое мнение и Кагарлицкий, который утверждает, что одной из основных задач этого закона является захват собственности Академии государственными чиновниками.
"Для этой цели создается специальная институция (новое федеральное агентство), которая технически не способна заниматься ничем, кроме как приватизацией", - констатирует политолог.
"Почему люди, которые постоянно твердят, что государство является неэффективным собственником, собираются передать имущество РАН в специально создаваемую для этого государственную контору, которая по их же логике должна быть неэффективной?", - задается вопросом Кагарлицкий.
"Потому что единственное, в чем они признают эффективность государства, это в приватизации собственности. По этой причине никаких других задач это вновь создающееся агентство решать не будет", - считает эксперт.
Причины же достаточно вялой реакции российского общества на разгром академической науки состоят в том, что общество активно реагирует только на то, что его касается в данный момент, как это было с законом о монетизации льгот, когда люди стихийно стали перекрывать улицы. Академическая же наука - это то, что обращено в будущее и потому, большую часть населения ее судьба не взволновала, говорит Анна Очкина.
Она отмечает, что митинги и пикеты по поводу принятия закона о реформе РАН концентрировались в основном в тех крупных городах, где много академических институтов. "То есть, этот протест реально не вышел за рамки социально-трудового конфликта", - считает эксперт.
Другой причиной ограниченности акций в защиту академической науки, по мнению Очкиной, является та роль, которую сыграла в нем Компартия, в определенный момент сделавшая его своим партийным проектом. "У этого протеста появился брэнд КПРФ, что ограничило участие в нем многих непартийных ученых", - считает она.
Борис Кагарлицкий объясняет слабую реакцию общества на разгром РАН тем, что в сегодняшнем российском обществе отсутствует понимание реального масштаба угрозы.
"На данный момент у нас отсутствует чувство самосохранения, способность к солидарности, к организации защиты собственных интересов, включая, даже вопросы физического выживания", - сказал эксперт.
"К сожалению, пока мы не можем припомнить ни одного случая эффективного сопротивления общества ни одному антисоциальному закону, и, в этом смысле, реформа РАН не исключение", - резюмировал Кагарлицкий.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: