Яндекс.Метрика
  • ГТРК «Пермь». Прямой эфир

    • Вести ПермьРоссия 1Россия 24Радио МаякРадио РоссияВести FM

Педтехникумы вместо вузов

Министерство образования и науки вывесило на своем официальном сайте проект"Концепции поддержки развития педагогического образования". По сути, речь идет о реформе системы педвузов, которая предполагает сокращение срока базового обучения учителя с нынешних пяти лет до четырех, а также сокращение теоретических курсов в пользу более интенсивной школьной практики.

Большинство экспертов, опрошенных "Росбалтом", уверены, что результатом такой "поддержки" станет деградация отечественного педагогического образования, а по результатам этой реформы мы получим вместо вузов педтехникумы и выпускников-недоучек.


Реформаторы педагогического образования России решили пойти по совершенно иному пути, нежели тот, которым идет педагогическое образование на Западе. Такое мнение высказала профессор Московского педагогического госуниверситета Елена Галкина.


"Если, в частности, в Великобритании основным принципом является высокая квалификация учителя именно как преподавателя-предметника, то в проекте "Концепции...", мы видим категорическое умаление роли дисциплин, которые будущий учитель будет преподавать. Кроме того, предполагается сведение к минимуму теоретических курсов, касающихся методики преподавания - педагогики, психологии. Делается упор на практику в детском саду и школе", - отметила Галкина.


"Де-факто в России произойдет превращение высших педагогических вузов в прикладные бакалавриаты, в среднеспециальные учреждения. То есть, если использовать советскую терминологию, то педвузы, превратятся в техникумы", - говорит эксперт.


"Концепция реформы представляет большую опасность для самой структуры педуниверситетов. Если основной упор пойдет на практику, то непонятно, когда будущий учитель будет изучать предмет, который он в дальнейшем должен преподавать. Соответственно неясно, куда девать преподавателей вузов", - сказала Галкина.


В итоге в качестве выпускника педвуза "мы получим человека, знающего чуть больше выпускника средней школы, и вряд ли он сможет дать детям больше, чем они прочтут в учебнике", - считает профессор.


Между тем она напомнила, что позднесоветское пятилетнее педагогическое образование высоко котировалось на Западе и дипломы советских педвузов там признавались.


В свою очередь заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета Анна Очкина, комментируя концепцию реформы, отметила, что хорошая идея независимой системы оценки педагогов, имеющаяся в ней, упирается в расколотость и деморализованность профессионального педагогического сообщества. В то же время эффективность старых педагогов советского образца, считает она, невозможно измерить современными методами контроля. "У них личностно-ориентированная педагогика, которая современными средствами контроля не измеряется", - говорит Очкина.


В то же время, отмечает эксперт, многие современные молодые "эффективные" выпускники педвузов лично признавались ей, что могут провести подготовку к школьной олимпиаде, устроить конкурс и реализовывать отдельные проекты, но не в состоянии провести обычный школьный урок.


"Существующие на сегодня Федеральные образовательные стандарты и так не стандартизируют содержание педагогических программ. Они стандартизируют так называемые "компетенции" (требования к будущему выпускнику), которые формулируют не то, что он должен знать, а то, что он должен уметь по окончании обучения.


Этот сегодняшний "компетентностный" подход противостоит "знаниевому", на котором была построена советская система образования, и который был сформулирован еще в эпоху Просвещения", - отмечает Очкина.


По мнению эксперта, "компетентностный" подход, "мягко говоря, не продуман".


"Четко сформулировать однозначно проверяемые качества будущего специалиста, того же педагога, невозможно. Поэтому "компетенции" формулируются очень формально и расплывчато. Например, студенты-социологи должны "уметь анализировать значимые социальные процессы". Что это такое и как это проверяется?", - задается вопросом Очкина. "Все равно это расшифровывается через знание", - считает она.


"Если советский стандарт имел хоть какой-то смысл, то современный стандарт образования никакого смысла не имеет. Он не стандартизирует содержание образовательных программ", - уверена Очкина.


Предыдущие российские стандарты, по ее мнению, также были сделаны крайне небрежно. Например, в стандарте для курса политологии отсутствовало понятие "государство".


"Но главная проблема в том, что в "компетенции" можно заложить все что угодно. Сегодня студенты полностью становятся заложниками профессионализма конкретного преподавателя, а сам стандарт не может служить руководством для самообразования студента и молодого педагога", - отмечает эксперт.


Однако главная незаявленная цель новой реформы педагогического образования, состоит в том, чтобы "максимально сократить количество учебных часов в вузах и "оптимизировать" число преподавателей", - считает Очкина.


Заслуженный учитель России Евгений Бунимович, напротив, отметил, что реформа необходима, так как то, что "сегодня происходит в России с педагогическим образованием, не лезет ни в какие ворота". Он уверен, что сейчас в этой сфере имеет место двойной отрицательный отбор. По его словам, мало того, что в педвузы поступают абитуриенты с очень низкими балами ЕГЭ, но и в школу затем идут далеко не лучшие из них.


Бунимович уверен, что "наше педагогическое образование всегда было излишне теоретическим". Хорошо сдавать экзамен в вузе и хорошо преподавать - это не одно и то же, говорит он.


Педагог считает, что в большинстве стран будущие учителя гораздо больше времени проводят в школе. Увеличение времени педагогической практики, заложенное в концепции этой реформы, "правильное решение", - уверен Бунимович.


Что касается остальных положений концепции, то к ним "возникает много вопросов", сказал, тем не менее, эксперт. "Не очень понятно, как все это будет выстроено, и почему в результате этой реформы в педвузы придут не худшие, а лучшие выпускники нашей средней школы. А это ключевой вопрос", - отметил Бунимович.


Опубликовано: 14.01.2014 в 17:48 в рубрике - Новости регионов России

Комментарии

К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!


Добавить комментарий:

Все поля должны быть заполнены.

Имя

Электронная почта

Текст комментария:
Вводите только текст. HTML-форматирование удаляется автоматически.

Перезагрузить картинку можно кликнув по ней.  

Введите цифры с картинки.

Обратите внимание

в Перми

Пермский кот-мем «Блинчик» покорил Интернет

Фотография кота разлеталась по всему миру. У зверя теперь есть даже своя страничка в соцсети.
25.04.2019 в 15:00

В Перми стартовал чемпионат Пермского края по боксу

Соревнования пройдут в ДК им. Чехова с 25 по 27 апреля
25.04.2019 в 14:27

В МФЦ проходят Дни налоговой грамотности

Дни налоговой грамотности проходят сразу в 18 многофункциональных центрах «Мои документы».
25.04.2019 в 14:15

В Перми водитель сбил пешеходов, протаранил 4 машины и скрылся с места ДТП

Пожилого мужчину и женщину без сознания и с тяжелыми травмами увезли в больницу.
25.04.2019 в 12:43

В Перми ограничено движение транспорта по улице Уральской

В районе перекрестка с ул. Розалии Землячки и до ул. Крупской теперь доступна только половина дороги.
25.04.2019 в 12:23

В России

В Перми зажигаются новые звездочки художественной гимнастики

С 26 по 28 апреля в СК Сухарева пройдет открытый турнир по художественной гимнастике Звездное сияние.
25.04.2019 в 09:45

Гранты нефтяников – на хорошие дела

Конкурс соцпроектов нефтяники проводят в Перми сразу для трех российских регионов - Удмуртии, Башкирии и Пермского края.
24.04.2019 в 11:33

Как управлять лесными богатствами и экономить на пеньках

Как сберечь и грамотно использовать российские леса. Задачи решали участники Национального лесного форума.
24.04.2019 в 10:15

Панъевропейский фестиваль стирает границы

Старт марафона состоялся 22 апреля в Перми.
23.04.2019 в 14:50

Пермь. Вести Спорт 22.04.2019

Обзор главных спортивных событий региона.
23.04.2019 в 13:20

Пермский кот-мем «Блинчик» покорил ИнтернетПермский кот-мем «Блинчик» покорил Интернет

В Куеде начался последний этап строительства автомобильного мостаВ Куеде начался последний этап строительства автомобильного моста

В Перми стартовал чемпионат Пермского края по боксуВ Перми стартовал чемпионат Пермского края по боксу

В МФЦ проходят Дни налоговой грамотностиВ МФЦ проходят Дни налоговой грамотности

В Кудымкаре подвели итоги Фестиваля национальной кухниВ Кудымкаре подвели итоги Фестиваля национальной кухни

В МЧС напомнили о мерах предосторожности на сплавахВ МЧС напомнили о мерах предосторожности на сплавах

В Перми водитель сбил пешеходов, протаранил 4 машины и скрылся с места ДТПВ Перми водитель сбил пешеходов, протаранил 4 машины и скрылся с места ДТП

В Перми ограничено движение транспорта по улице УральскойВ Перми ограничено движение транспорта по улице Уральской

Победить варикоз можно быстро и безболезненноПобедить варикоз можно быстро и безболезненно

В Перми буду судить группу наркодилеров, главарь пока в розыскеВ Перми буду судить группу наркодилеров, главарь пока в розыске

Всё для дачного сезонаВсё для дачного сезона

В Перми на опасных перекрестках установят восемь новых светофоровВ Перми на опасных перекрестках установят восемь новых светофоров

В Перми ко Дню Победы реконструируют стелу памятиВ Перми ко Дню Победы реконструируют стелу памяти

3, 5 и 7 мая в центре Перми перекроют движение транспорта3, 5 и 7 мая в центре Перми перекроют движение транспорта

Глава Перми провел открытый прием гражданГлава Перми провел открытый прием граждан

Стали известны лауреаты «Строгановской премии»Стали известны лауреаты «Строгановской премии»

«Добропоезд» дарит надежду«Добропоезд» дарит надежду

В Перми зажигаются новые звездочки художественной гимнастикиВ Перми зажигаются новые звездочки художественной гимнастики

Тотальная дератизация в Перми: берегите питомцев!Тотальная дератизация в Перми: берегите питомцев!

В четверг в Перми пройдет форум «Законный бизнес без барьеров»В четверг в Перми пройдет форум «Законный бизнес без барьеров»

В Перми с 1 мая изменятся трамвайные маршрутыВ Перми с 1 мая изменятся трамвайные маршруты

Пермяков познакомят с «Золотым веком японской графики»Пермяков познакомят с «Золотым веком японской графики»

Почти Фаберже: школьники украшают пасхальные яйцаПочти Фаберже: школьники украшают пасхальные яйца

Глава Перми проведет прием жителейГлава Перми проведет прием жителей

С 25 апреля в Перми ограничат движение на участке ул. УральскойС 25 апреля в Перми ограничат движение на участке ул. Уральской

На главную