Врач временно недоступен
На информатизацию здравоохранения бюджеты всех уровней потратили в 2011-2012 годах около 28 млрд рублей. Объем средств на 2013 и следующие годы не объявлен, но всего на программу модернизации здравоохранения до 2020 года предполагается выделить более 33 трлн рублей.
В начале 2013 года представители профильного департамента Минздрава поспешили отчитаться, что в 2012 году информатизацией уже охвачены более 11 тыс. государственных и муниципальных медицинских организаций в 83 российских регионах и почти 2 млн медработников. Летом нынешнего года чиновники бодро отрапортовали, что в России заработал также единый номер экстренной службы "112", по которому за считанные секунды можно вызвать и врача, и пожарных, и полицию. Якобы можно. Потому что "сервис спасения" работает лишь в редких случаях. Или вообще не работает.
Вместе с главным специалистом по организации "скорой помощи" комитета по здравоохранению Ленинградской области Михаилом Иванеевым, находясь в областной Гатчине непосредственно на подстанции "скорой помощи", звоним по телефону "112".
По легенде, человеку плохо с сердцем, больной находится в Гатчине. Вместо того, чтобы наш звонок автоматически был перенаправлен на ту же подстанцию "скорой", где мы сидим, фельдшер диспетчерской городской петербургской службы "03" терпеливо диктует нам семизначный номер, который, видимо, умирающий пациент должен старательно переписать, чтобы потом на него перезвонить. Напрямую попасть туда, где звонок будет немедленно принят и адекватно расценен, можно только набрав со стационарного телефона "03". А ведь большинство пациентов нуждается в экстренной помощи как раз на улице, в общественных местах, за пределами городов - там, где есть только сотовая связь. Эта парадоксальная и, очевидно, опасная для жизни и здоровья граждан ситуация крайне огорчает не только пациентов и медиков.
Руководитель профильной комиссии петербургского Заксобрания Людмила Косткина в начале октября 2013 года решила обратиться напрямую к губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко с требованием дать отчет, почему в городе до сих пор не работает единый номер "112", и куда делись 800 млн рублей, выделенных смольнинскому комитету по информатизации и связи на оснащение этой системы. Пока ответ не получен.
Между тем с помощью современных технологий трудно не только вызвать "скорую", но и получить обычные медицинские услуги. "В течение четырех дней пытаюсь воспользоваться электронной системой самозаписи в детскую поликлинику №21 Кировского района Петербурга. Однако система показывает либо полное отсутствие номерков на ближайший месяц, что в принципе невозможно, либо иным образом "глючит". Фамилии и график работы нужных врачей в таблице самозаписи то появляются, то исчезают. По единому на район телефону к врачу дозвониться тоже невозможно, - жалуются родители "Росбалту". - Когда, наконец, на пятый день дозвониться все же удалось, выяснилось, что поликлиника не предоставляет для заочной записи номерки. Вообще. При этом по единственному телефону самой поликлиники дозвониться нереально. Надо приходить к 8 утра, отстоять в очереди и записаться в регистратуре по-старинке. И это XXI век!".
Впрочем, справедливости ради следует сказать, что в некоторых медицинских учреждениях система электронной записи все же работает. Или работает по системе "гибрид". Как это? "Записываюсь через Интернет к врачу. Приходит подтверждение - записаны, время такое-то. Прихожу в регистратуру. Там бабушка долго ищет в толстой тетради мои от руки вписанные данные, так же выписывает мне бумажку и отправляет к врачу. Выясняется, что единственный компьютер, на котором фиксируются запросы самозаписи, стоит в кабинете заведующей. Сотрудницы регистратуры несколько раз в день вручную выписывают данные пациентов в свою тетрадочку и очень гордятся тем, что в их поликлинике электронная запись ведется!" - рассказывают петербуржцы.
В Министерстве здравоохранения и ФОМС о проблеме знают. "У Минздрава три приоритетных задачи на ближайшие годы: профилактика и диспансеризация, материнство и детство и третья - информатизация отрасли, - рассказала "Росбалту" зампредседателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ Светлана Карчевская. - С 2011 года 2% дополнительных страховых взносов пошло на региональные программы информатизации и модернизации. По сути, за счет средств страховых взносов мы впервые создаем инфраструктуру автоматизации по всей стране. Электронная запись, о которой вы говорите, - это лишь маленькое направление огромной программы информатизации. У нас в центре внимания - пациент, лечебное учреждение, страховые компании и органы управления. Поэтому и необходима информатизация и электронная запись, чтобы не только ликвидировать очереди, но и спланировать работу врача по приему пациента, организовать ему электронное место, создать паспорт здоровья пациента. Информатизация важна и для страховых компаний, потому что так можно будет ввести качество на этапе оказания медицинской помощи, а не позже, когда уже возникают проблемы".
Представители Минздрава уверяют, что у них как у федерального органа хватает полномочий контролировать исполнение своих стандартов и документов в регионах. И им больно и обидно, если на местах к ним не прислушиваются. Потому что, как выясняется, все зависит даже не от финансовых возможностей регионов (денег, как уверяют, хватает), а от желания властей работать. По словам Карчевской, "есть такие медвежьи углы, где транспорт-то толком не ходит, а вот электронная запись ведется".
Между тем эксперты пока довольно скептически отзываются об информатизации российского здравоохранения в нынешнем виде. По мнению одного из первых инициаторов создания электронных паспортов здоровья, экс-декана медфака СПбГУ, а ныне главврача петербургской больницы №14 Сергея Петрова, "нужна система, а не отдельно взятые и дорого оплаченные куски программы".
"Я как специалист, в данный момент работающий в стационарной медицинской сети, могу сказать, что пока система информатизации практически не работает, - сообщил "Росбалту" Сергей Петров. - Программа движется как-то кусками. Приходят люди из комитета по информатизации и связи, то какие-то сети развернут, то программу льготного обеспечения введут, которая нам вообще не нужна. А где медицинские системы, напрямую привязанные к пациенту? Чтобы пациент мог с определенным электронным носителем информации прийти в любое медучреждение, и там бы отображалась вся его история болезни - таких программ нет! Но именно из-за отсутствия общей концепции складывается такая ситуация. Должна быть единая технология, совместимая с медицинскими, бухгалтерскими и прочими системами, причем привязанная к конкретному пациенту. А у нас в каждом учреждении пациенту все надо начинать с нуля".
В Минздраве признают существование проблемы. Более того, как рассказал корреспонденту "Росбалта" замминистра Сергей Краевой, глава ведомства Вероника Скворцова лично занялась решением ситуации.
"Да, это очень больной вопрос, - сообщил замминистра "Росбалту". - На днях было совещание по вопросам здравоохранения в Совете Федерации, Веронике Скворцовой было задано 80 вопросов, и из них четверть - по информатизации отрасли и ведению электронной документации. Минздрав уделяет большое внимание информационной составляющей сопровождения всех медицинских услуг. Достаточно сказать, что Скворцова лично возглавит рабочую группу по решению этой проблемы. Если уж сам министр займется этим, то выше этого уже не бывает!".
Вот только все ли увидит сверху уважаемый министр, или связь снова даст сбои?
Источник: www.rosbalt.ru
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: