Счастливые случайности Наталии Белохвостиковой

«Я начинала свою карьеру со случая, и случай ведет меня по жизни до сих пор», – говорит Наталия Белохвостикова. О том, что это за случай и какие еще судьбоносные случайности жизнь подкинула «принцессе цирка», мы узнали к ее 65-му дню рождения, который актриса отмечает 28 июля.
СЛУЧАЙНОСТЬ ДЕБЮТНАЯ
О том, что Белохвостикова когда-нибудь станет актрисой, не подозревал никто. Она росла очень застенчивой девочкой и, даже отвечая у доски в школе, говорила так тихо, что на последних партах ее не слышали. Все считали, что дочь дипломата и переводчицы пойдет по стопам родителей и поступит в МГИМО. Но однажды, когда Наталии было 13 лет, в Швецию, где в то время работал ее отец, приехал режиссер Марк Донской. Он снимал фильм о матери Ленина. Из-за финансовых сложностей режиссер смог взять за границу только оператора и костюмы. Предполагалось, что актеров заменят дублеры. «Марк Семенович пришел к моему папе: «Нужны дублеры, будьте добры, помогите!» – вспоминает Белохвостикова. – Папа ответил: «Простите, не до кино, все работают. Но сейчас каникулы, ко многим сотрудникам приехали дети, может быть, кто-то из них вам подойдет?» Донской увидел меня – рост, комплекция, даже такой же высокий лоб, как у Елены Фадеевой, игравшей мать Ленина, – всё ему подходило. И я два дня каталась с зонтиком в пролетке по Стокгольму. Баловство для девочки! Неудивительно, что мне очень понравилось сниматься». Правда, лица актрисы поклонники в этом фильме не увидят: чтобы не было заметно, что одну роль играют разные люди, она прикрывала его зонтиком.
СЛУЧАЙНОСТЬ УЧЕБНАЯ
После завершения работы над картиной Донской пригласил Наташу с родителями посмотреть, что получилось. И надо же было такому случиться, что по дороге им встретился режиссер и преподаватель ВГИКа Сергей Герасимов. «Когда мы поравнялись, ему вскользь сказали: «Вот, девчоночка к тебе будет поступать скоро», – вспоминает Наталия Николаевна. – Он сказал: «О, здорово! Только я курс уже набрал, ко мне поступать можно только через четыре года. А когда вы заканчиваете школу?» – «Через год». И мы разошлись, как в море корабли. Но через три дня мне позвонили, сказали, что Герасимов просил найти большелобую девочку, и попросили прийти 1 сентября во ВГИК. Я была в шоке. Но я безумно любила кино. И вместо школы поехала во ВГИК. Стала ждать. А мимо меня идут Наташа Бондарчук, Наташа Аринбасарова, Коля Еременко – все звезды. Все уже победители. Все они там учатся. И я тихо-тихо бочком уехала домой. Дома был папа. Он посадил меня напротив себя и сказал: «Ты взрослый человек. Сколько тебе лет?» Я говорю: «Шестнадцать». «А раз взрослая, кто говорил, что хочет в кино? Садись на такси и вперед!» Я вернулась во ВГИК. Поднималась по лестнице, мастерская находилась справа по коридору. А слева шел Герасимов с Тамарой Федоровной Макаровой. Если бы я приехала на минуту позже, я бы не посмела войти в аудиторию». Во ВГИК не принято было брать вольнослушателей, но Герасимов упросил ректора сделать для девушки исключение «ввиду выдающихся способностей». Школу пришлось заканчивать параллельно. Днем Наталия училась во ВГИКе, а вечерами и ночами зубрила школьные уроки. Сдав школьные экзамены, она стала студенткой Герасимова официально.
СЛУЧАЙНОСТЬ ПЕСЕННАЯ
Когда Белохвостикову пригласили в фильм «Принцесса цирка», первой ее реакцией был хохот. Дело в том, что поет актриса специфически – очень низким голосом. «Когда в институте мы сдавали вокал, вся кафедра лежала от моего пения, – признается она. – Это бас практически, поэтому я стеснялась и почти никогда не пела». Для режиссера Светланы Дружининой это тоже был эксперимент: «Белохвостикова – такая тонкая драматическая актриса, у которой школа Герасимова и так далее, – вдруг будет петь, танцевать…» Но нестыковку с голосом решили просто. «В «Принцессе цирка» я пела чужим голосом, – признается Наталия Николаевна. – Мы учили и пели все эти арии в кадре, а с экрана звучал голос артистки Большого театра Галины Калининой». Много лет спустя у зрителей повился шанс услышать настоящее пение актрисы. Ее дочь, режиссер Наталья Наумова, сняла фильм «В России идет снег». Героиня Белохвостиковой в нем – пожарная и... поющая битломанка.
СЛУЧАЙНОСТЬ ЛЮБОВНАЯ
История знакомства Белохвостиковой с будущим мужем, режиссером Владимиром Наумовым, напоминает сценарий комедии. Они познакомились в самолете, который летел в Югославию – там оба должны были представлять свои фильмы. Наталию и Владимира посадили рядом, и поначалу сосед девушку испугал. «Ему давали прикурить, а он не закуривал. Он брал сигарету, нюхал ее, она крошилась, падала, он ее выбрасывал. Я думала: «Причуды гения», – вспоминает Наталия Николаевна. Позже выяснилось, что режиссер тогда просто пытался бросить курить. В Белграде Белохвостикова и Наумов подружились и вместе с режиссером Марком Донским частенько гуляли по городу. «У нас сложилась замечательная компания, – вспоминает актриса. – Маститые режиссеры нашли себе развлечение, поддразнивая меня. Могли на экскурсии по городу незаметно подойти ко мне и завести игрушку, издававшую звуки дикого хохота. А сами отбегали в сторону и смотрели, как все на меня оборачиваются, а я от стыда готова провалиться сквозь землю». Сам Наумов теперь признается: «На третий раз я почувствовал, что мне хочется дать в ухо Донскому». Но Наталия не подозревала о его чувствах. О них она узнала... из газеты «Правда»! «У Володи взяли интервью – о том, как иностранные кинематографисты приняли наших, советских, – рассказывает актриса. – В конце журналист поинтересовался: «Вы впервые были в Югославии. Что произвело на вас самое сильное впечатление?» «Наташа Белохвостикова», – ответил Володя. Что и было опубликовано в главной газете страны, которую тогда все выписывали! Мой папа-дипломат, увидев такое в «Правде», чуть не выронил газету из рук...» Режиссер и актриса вместе уже больше 40 лет.
СЛУЧАЙНОСТЬ МАТЕРИНСКАЯ
Старшую дочь Владимир Наумов назвал в честь жены – с определенной целью. «Он шутил: «Крикну: «Наташа!» – прибегут сразу обе», – рассказывает Наталия Николаевна. – Потом смеялся: «Зову – ни одна не приходит. Каждая думает, что зовут другую». По стопам матери Наталья-младшая не пошла: окончив актерский факультет ВГИКа и снявшись в нескольких фильмах, она, к удивлению родных, ушла в режиссуру. Но еще больше удивил Белохвостикову сын Кирилл – самим фактом своего появления. «Как-то мы с Володей и Наташей выступали в одном из детских домов, – вспоминает актриса. – После нашего выступления ко мне неожиданно подошел малыш, ему было года три. Он говорит: «Тетенька, купи мне, пожалуйста, крестик». – «А почему, малыш, крестик? Может, я куплю тебе игрушку? Может, ты хочешь чего-нибудь вкусненького?» – «Нет, у других ребят есть крестик, а у меня нет». Вот и всё. Мы сели в машину и до Москвы ехали молча. На другой день я пошла в церковь, купила крестик, а через неделю мы опять поехали в детский дом. Он ничего больше не просил, ничего не ждал. В линялых колготочках он уходил далеко-далеко и не оборачивался. Так мы ездили к нему несколько раз, и всё повторялось: он с благодарностью принимал подарки и уходил. А я просыпалась утром и думала о нем. И ночью думала: «Где он? Что делает? Куда ушел? В свою беду?» Я не смогла жить с этим…» Так уже на пенсии Белохвостикова и Наумов стали родителями во второй раз. И пока что Кирилл их не разочаровывает.
СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОШАДИНАЯ
Режиссерский дебют дочери обернулся для Белохвостиковой одновременно серьезной травмой и обретением нового друга. Для фильма «Год Лошади – созвездие Скорпиона» о бывшей цирковой наезднице потребовался конь. Его нашли в одном из парков – немолодое и довольно изможденное животное катало детей. «Я всегда панически боялась лошадей, даже приближаться к ним не могла. А Кирюша в первый же день, когда мы снимали сложную сцену в цирке, вдруг стал меня облизывать, – вспоминает Наталия Николаевна. – Вот, думаю, какое доброе и нежное существо... Я прониклась к нему любовью, которая уже не пройдет никогда. К концу съемок Кирюша приревновал меня к Ивару Калныньшу. Наши персонажи должны были что-то кричать друг другу издалека. Одной рукой я махала Ивару, другой держала Кирюшу – и вдруг этот поросенок взял меня зубами за плечо и бросил себе под копыта. У меня искры из глаз посыпались. Ко мне кинулась вся группа: «Скорую»? Нет? Встать можешь? А играть?» И мы еще 10 часов снимали счастливый финал, потому что Ивару пора было улетать. Потом, конечно, я слегла, а когда поправилась, тут же спросила: «Где Кирюша?» Найти коня никто не мог, контакты хозяйки потерялись. «У меня начался настоящий психоз, – вспоминает акт-риса. – Мы бросились искать коня по всем конюшням и нашли. Видимо, хозяйка его бросила, Кирюшу давно не кормили, он не мог держаться на ногах. Естественно, я его забрала и нашла ему отличное место. Поняла, что не могу его потерять. Как и всех, кого люблю».
СЛУЧАЙНОСТЬ ДЕБЮТНАЯ
О том, что Белохвостикова когда-нибудь станет актрисой, не подозревал никто. Она росла очень застенчивой девочкой и, даже отвечая у доски в школе, говорила так тихо, что на последних партах ее не слышали. Все считали, что дочь дипломата и переводчицы пойдет по стопам родителей и поступит в МГИМО. Но однажды, когда Наталии было 13 лет, в Швецию, где в то время работал ее отец, приехал режиссер Марк Донской. Он снимал фильм о матери Ленина. Из-за финансовых сложностей режиссер смог взять за границу только оператора и костюмы. Предполагалось, что актеров заменят дублеры. «Марк Семенович пришел к моему папе: «Нужны дублеры, будьте добры, помогите!» – вспоминает Белохвостикова. – Папа ответил: «Простите, не до кино, все работают. Но сейчас каникулы, ко многим сотрудникам приехали дети, может быть, кто-то из них вам подойдет?» Донской увидел меня – рост, комплекция, даже такой же высокий лоб, как у Елены Фадеевой, игравшей мать Ленина, – всё ему подходило. И я два дня каталась с зонтиком в пролетке по Стокгольму. Баловство для девочки! Неудивительно, что мне очень понравилось сниматься». Правда, лица актрисы поклонники в этом фильме не увидят: чтобы не было заметно, что одну роль играют разные люди, она прикрывала его зонтиком.
СЛУЧАЙНОСТЬ УЧЕБНАЯ
После завершения работы над картиной Донской пригласил Наташу с родителями посмотреть, что получилось. И надо же было такому случиться, что по дороге им встретился режиссер и преподаватель ВГИКа Сергей Герасимов. «Когда мы поравнялись, ему вскользь сказали: «Вот, девчоночка к тебе будет поступать скоро», – вспоминает Наталия Николаевна. – Он сказал: «О, здорово! Только я курс уже набрал, ко мне поступать можно только через четыре года. А когда вы заканчиваете школу?» – «Через год». И мы разошлись, как в море корабли. Но через три дня мне позвонили, сказали, что Герасимов просил найти большелобую девочку, и попросили прийти 1 сентября во ВГИК. Я была в шоке. Но я безумно любила кино. И вместо школы поехала во ВГИК. Стала ждать. А мимо меня идут Наташа Бондарчук, Наташа Аринбасарова, Коля Еременко – все звезды. Все уже победители. Все они там учатся. И я тихо-тихо бочком уехала домой. Дома был папа. Он посадил меня напротив себя и сказал: «Ты взрослый человек. Сколько тебе лет?» Я говорю: «Шестнадцать». «А раз взрослая, кто говорил, что хочет в кино? Садись на такси и вперед!» Я вернулась во ВГИК. Поднималась по лестнице, мастерская находилась справа по коридору. А слева шел Герасимов с Тамарой Федоровной Макаровой. Если бы я приехала на минуту позже, я бы не посмела войти в аудиторию». Во ВГИК не принято было брать вольнослушателей, но Герасимов упросил ректора сделать для девушки исключение «ввиду выдающихся способностей». Школу пришлось заканчивать параллельно. Днем Наталия училась во ВГИКе, а вечерами и ночами зубрила школьные уроки. Сдав школьные экзамены, она стала студенткой Герасимова официально.
СЛУЧАЙНОСТЬ ПЕСЕННАЯ
Когда Белохвостикову пригласили в фильм «Принцесса цирка», первой ее реакцией был хохот. Дело в том, что поет актриса специфически – очень низким голосом. «Когда в институте мы сдавали вокал, вся кафедра лежала от моего пения, – признается она. – Это бас практически, поэтому я стеснялась и почти никогда не пела». Для режиссера Светланы Дружининой это тоже был эксперимент: «Белохвостикова – такая тонкая драматическая актриса, у которой школа Герасимова и так далее, – вдруг будет петь, танцевать…» Но нестыковку с голосом решили просто. «В «Принцессе цирка» я пела чужим голосом, – признается Наталия Николаевна. – Мы учили и пели все эти арии в кадре, а с экрана звучал голос артистки Большого театра Галины Калининой». Много лет спустя у зрителей повился шанс услышать настоящее пение актрисы. Ее дочь, режиссер Наталья Наумова, сняла фильм «В России идет снег». Героиня Белохвостиковой в нем – пожарная и... поющая битломанка.
СЛУЧАЙНОСТЬ ЛЮБОВНАЯ
История знакомства Белохвостиковой с будущим мужем, режиссером Владимиром Наумовым, напоминает сценарий комедии. Они познакомились в самолете, который летел в Югославию – там оба должны были представлять свои фильмы. Наталию и Владимира посадили рядом, и поначалу сосед девушку испугал. «Ему давали прикурить, а он не закуривал. Он брал сигарету, нюхал ее, она крошилась, падала, он ее выбрасывал. Я думала: «Причуды гения», – вспоминает Наталия Николаевна. Позже выяснилось, что режиссер тогда просто пытался бросить курить. В Белграде Белохвостикова и Наумов подружились и вместе с режиссером Марком Донским частенько гуляли по городу. «У нас сложилась замечательная компания, – вспоминает актриса. – Маститые режиссеры нашли себе развлечение, поддразнивая меня. Могли на экскурсии по городу незаметно подойти ко мне и завести игрушку, издававшую звуки дикого хохота. А сами отбегали в сторону и смотрели, как все на меня оборачиваются, а я от стыда готова провалиться сквозь землю». Сам Наумов теперь признается: «На третий раз я почувствовал, что мне хочется дать в ухо Донскому». Но Наталия не подозревала о его чувствах. О них она узнала... из газеты «Правда»! «У Володи взяли интервью – о том, как иностранные кинематографисты приняли наших, советских, – рассказывает актриса. – В конце журналист поинтересовался: «Вы впервые были в Югославии. Что произвело на вас самое сильное впечатление?» «Наташа Белохвостикова», – ответил Володя. Что и было опубликовано в главной газете страны, которую тогда все выписывали! Мой папа-дипломат, увидев такое в «Правде», чуть не выронил газету из рук...» Режиссер и актриса вместе уже больше 40 лет.
СЛУЧАЙНОСТЬ МАТЕРИНСКАЯ
Старшую дочь Владимир Наумов назвал в честь жены – с определенной целью. «Он шутил: «Крикну: «Наташа!» – прибегут сразу обе», – рассказывает Наталия Николаевна. – Потом смеялся: «Зову – ни одна не приходит. Каждая думает, что зовут другую». По стопам матери Наталья-младшая не пошла: окончив актерский факультет ВГИКа и снявшись в нескольких фильмах, она, к удивлению родных, ушла в режиссуру. Но еще больше удивил Белохвостикову сын Кирилл – самим фактом своего появления. «Как-то мы с Володей и Наташей выступали в одном из детских домов, – вспоминает актриса. – После нашего выступления ко мне неожиданно подошел малыш, ему было года три. Он говорит: «Тетенька, купи мне, пожалуйста, крестик». – «А почему, малыш, крестик? Может, я куплю тебе игрушку? Может, ты хочешь чего-нибудь вкусненького?» – «Нет, у других ребят есть крестик, а у меня нет». Вот и всё. Мы сели в машину и до Москвы ехали молча. На другой день я пошла в церковь, купила крестик, а через неделю мы опять поехали в детский дом. Он ничего больше не просил, ничего не ждал. В линялых колготочках он уходил далеко-далеко и не оборачивался. Так мы ездили к нему несколько раз, и всё повторялось: он с благодарностью принимал подарки и уходил. А я просыпалась утром и думала о нем. И ночью думала: «Где он? Что делает? Куда ушел? В свою беду?» Я не смогла жить с этим…» Так уже на пенсии Белохвостикова и Наумов стали родителями во второй раз. И пока что Кирилл их не разочаровывает.
СЛУЧАЙНОСТЬ ЛОШАДИНАЯ
Режиссерский дебют дочери обернулся для Белохвостиковой одновременно серьезной травмой и обретением нового друга. Для фильма «Год Лошади – созвездие Скорпиона» о бывшей цирковой наезднице потребовался конь. Его нашли в одном из парков – немолодое и довольно изможденное животное катало детей. «Я всегда панически боялась лошадей, даже приближаться к ним не могла. А Кирюша в первый же день, когда мы снимали сложную сцену в цирке, вдруг стал меня облизывать, – вспоминает Наталия Николаевна. – Вот, думаю, какое доброе и нежное существо... Я прониклась к нему любовью, которая уже не пройдет никогда. К концу съемок Кирюша приревновал меня к Ивару Калныньшу. Наши персонажи должны были что-то кричать друг другу издалека. Одной рукой я махала Ивару, другой держала Кирюшу – и вдруг этот поросенок взял меня зубами за плечо и бросил себе под копыта. У меня искры из глаз посыпались. Ко мне кинулась вся группа: «Скорую»? Нет? Встать можешь? А играть?» И мы еще 10 часов снимали счастливый финал, потому что Ивару пора было улетать. Потом, конечно, я слегла, а когда поправилась, тут же спросила: «Где Кирюша?» Найти коня никто не мог, контакты хозяйки потерялись. «У меня начался настоящий психоз, – вспоминает акт-риса. – Мы бросились искать коня по всем конюшням и нашли. Видимо, хозяйка его бросила, Кирюшу давно не кормили, он не мог держаться на ногах. Естественно, я его забрала и нашла ему отличное место. Поняла, что не могу его потерять. Как и всех, кого люблю».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: