Всегда Ваш, товарищ Сухов
Анатолий Кузнецов родился 31 декабря – в канун Нового года. Такой подарок сделала судьба его родителям и зрителям, которые по сей день благодарны актеру за его роли. В этом году Анатолию Борисовичу исполнилось бы 85 лет. К юбилею актера мы выяснили, какие подарки преподносила судьба ему самому...
Песня «И бросало меня по свету белому...»
Мир мог бы не узнать талантливого актера Анатолия Кузнецова, но услышать о таком певце. Анатолий Борисович родился в музыкальной семье, его отец пел в Большом театре, и молодой человек мечтал пойти по его стопам. У Кузнецова были неплохие вокальные данные, он легко поступил в музучилище. «Но с этого пути меня совратили, – со смехом вспоминал актер, – и я сдался: держал экзамены в театральные институты – в школу-студию МХАТа и в училище при Вахтанговском театре. Так получилось, что был принят и туда, и туда. Посоветовался со своим старшим двоюродным братом – известным артистом кино Михаилом Кузнецовым. Он сказал мне: «Я тоже учился в музыкальной студии (имени Станиславского). Давай по традиции оставайся во МХАТе!» И я остановил свой выбор на школе-студии МХАТа». Забавно, что в конце концов Анатолий Борисович вернулся к музыке. Уже будучи в возрасте, он организовал музыкальный коллектив «Серебряные струны и Кузнецов», с которым гастролировал по стране, исполняя лирические песни и романсы. И с гордостью говорил, что помимо съемок в кино у него замечательно получается еще одно дело: договариваться о концертах.
Слава «Зорина! Джамиля! Гюзель! Саида!»
Анатолий Борисович слегка обижался на своего знаменитого героя, товарища Сухова: мол, снялся больше чем в сотне фильмов, а помнят только этого персонажа. Но был и благодарен: все-таки «Белое солнце пустыни» принесло ему всенародную любовь. А еще стало причиной множества смешных ситуаций. К примеру, на первом показе картины в Марокко товарищи решили разыграть актера. Пришли встревоженные и сказали Кузнецову, что премьеру фильма отменили. Тот взволновался: что случилось, почему? «Король Хасан позавидовал твоему Сухову, – ответили киношники. – У Сухова в гареме девять жен, а у короля только две». Тут-то актер и понял, что его разыгрывают. Кстати, вопросы про гарем были, наверное, самыми частыми из тех, которые задавали Кузнецову. Уж на что сдержанные люди космонавты, которые смотрят «Белое солнце пустыни» перед каждым полетом, но и те на встрече с любимым актером устроили ему шутливый экзамен: попросили перечислить имена всех жен из гарема. Кузнецов сбился на четвертой, но выкрутился: «Это же не мой гарем, а Абдуллы!..»
Не секрет, что в народе ходят легенды об альтернативных концовках "Белого солнца пустыни", но главные действующие лица утверждают, что это всего лишь легенды, и советуют еще раз посмотреть фильм, чтобы удостовериться в этом.
Опыт «Лучше, конечно, помучиться...»
Кинокарьера Кузнецова могла оборваться на самой первой роли. В картине «Опасные тропы» он сыграл ученого Желудева. Тропы вышли и впрямь опасными: в фильме было много сцен с дикими животными. Однажды во время перерыва один из четвероногих актеров, медведь, вырвался из клетки и побежал прямо на артиста. «Мишка рванул в мою сторону, я застыл на месте, решив, что уносить ноги будет проявлением трусости с моей стороны, – вспоминал Анатолий Борисович. – Косолапый подбежал ко мне, ударил наотмашь когтистой лапой, цапнул за колено. Если бы не подоспевший дрессировщик, дело могло кончиться весьма печально». Зато после этого актеру были не так страшны тигры, которые тоже появляются в этой картине. Вообще, Кузнецов признавался, что многим фильмам, в которых снимался, благодарен прежде всего за полученный опыт. «Зарубежные картины были полезны тем, что я всегда мог быстро подхватывать языки, – рассказывал он. – Например, снимаясь в Чехии, я так хорошо разобрался с чешским, что потом был переводчиком для наших чиновников, которые приехали на съемки картины. А в Германии подучил немецкий, когда там работал. В школе он мне не очень хорошо давался».
Любовь «Единственная и незабвенная Катерина Матвеевна»
Свою жену, дочь знаменитого летчика Ляпидевского, Кузнецов встретил после премьеры какого-то студенческого спектакля: Александра собиралась поступать во ВГИК, одно время была замужем за актером, и их компании пересекались. Обычно робкий и застенчивый, Анатолий Борисович приложил все усилия, чтобы встретиться с девушкой у общих знакомых. И там честно признался, что без ума... от ее коленок! Актер и много лет спустя вспоминал, что его покорили красивые ноги будущей жены. В конце концов молодые люди начали встречаться. Будущий зять получил мгновенное одобрение у сурового тестя. И так же, как его герой товарищ Сухов, Кузнецов всю жизнь был верен одной женщине: они прожили 59 лет. «Каждый год 3 декабря мы праздновали наш день свадьбы. И ни разу не пропустили! – вспоминает Александра Анатольевна. – По давно заведенной традиции никого в гости не приглашали, отмечали вдвоем. Наша дочка звонила с утра и посмеивалась над нами: «Ну что, голубки, справляете главный день вашей жизни?» А это и вправду был главный день в нашей жизни». Кстати, актер был не только примерным семьянином, но и очень хозяйственным человеком. «Обожал собирать сухие ветки, упавшие листья, не терпел непорядок на участке, – рассказывает его жена. – А еще обожал посуду мыть, хотя у нас и посудомоечная машина есть. Толя говорил, что за этим процессом ему лучше думается. Оставишь ему вечером гору тарелок, утром встаешь – всё вымыто». Кроме того актер был замечательным кулинаром. «Он не только вкусно приготовит, но и подаст, как в ресторане: огурчики нарезаны соломкой, картошечка нажарена стружкой», – вспоминает Ляпидевская. Кстати, ресторанные трапезы Кузнецов устраивал не только для людей, но и для птиц, которых выходил кормить каждый день. «Поставил кормушку синичкам. Проснется, выйдет на участок – а синички уже ждут его на ветке, чирикают весело. Он резал на доске хлеб – готовил им обед. Тут же с верхушки сосны по веткам к Толе сбегались белки…» – рассказывает Александра Анатольевна.
Потомки «Народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный»
Дочь Ирина родилась у супругов, когда обоим было уже за 40. Ждали мальчика и назвать его хотели Федором – в честь товарища Сухова. Но и «обманувший ожидания» ребенок был встречен родителями с обожанием. «Мы с Толей были сумасшедшими родителями и наперегонки баловали дочку. Ира была такой забавной малышкой! Толя умилялся: «Ее фотку можно прямо на шоколад «Аленка» клеить», – вспоминает Александра Анатольевна. – Однажды я отправила Толю с маленькой Ирой гулять. Час проходит, второй – их всё нет. Зима на улице, снег идет. Куда Толя с Ирой запропастились? Я забеспокоилась. Бегу на Тверской бульвар. Вдруг вижу Толину фигуру, застывшую, как памятник. На его шапке уже целый сугроб вырос. А он стоит и любуется, как Ирка с увлечением снежную бабу лепит... «Толя, уже три часа прошло! Я все дворы обегала!» «Да что ты? А я и не заметил...» Впрочем, родительская любовь не заставила актера забыть о здравом смысле. Когда дочь собралась пойти по стопам отца, тот ее отговорил. На дворе были лихие девяностые, и Кузнецов понимал, что новоиспеченным артистам с работой придется туго. Ирина получила профессию искусствоведа, удачно вышла замуж и родила двоих детей. Анатолий Борисович успел увидеть внуков и понянчиться с ними. В этом ему тоже повезло.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: