Жжёная правда
22 марта исполнилось бы 100 лет Георгию Жженову. Одни помнят этого замечательного актера как резидента Тульева, другие – как генерала Тимерина, третьи – как командира авиалайнера Тимченко в фильме «Экипаж». Кстати, и в жизни Георгий Степанович был не только артистом.
АНОНИМНЫЙ ЦИРКАЧ
Он вообще не сразу стал актером. Сначала Георгий поступил в Ленинградский эстрадно-цирковой техникум на отделение акробатики. Для этого ему пришлось одолжить документы у старшего брата Бориса, ведь самому Георгию было всего 15 лет. Так он и учился некоторое время под именем Бориса Жженова. Уже в техникуме его увидели создатели фильма «Ошибка героя» и пригласили на главную роль в кино. В результате после техникума Георгий окончил киноотделение Ленинградского института сценических искусств.
СПАСЁННЫЙ ЧАПАЕВЫМ
Одним из первых фильмов Жженова стал «Чапаев». Он сыграл там одного из ординарцев и послужил причиной нешуточного переполоха на съемочной площадке. «Снимался знаменитый эпизод каппелевской атаки, – вспоминал Георгий Степанович. – Были собраны войска. Все ждали сигнала для начала съемки, которым должен был быть выстрел. На небольшой деревянной площадке стояли оба режиссера, братья Васильевы. Я был рядом и что-то делал с затвором своей винтовки, и вдруг она выстрелила. Сигнал был дан, и войска, стоящие на поле, двинулись. Скандал был очень серьезный. Сцену, конечно, пересняли, а меня хотели выгнать. И, возможно, выгнали бы, но тогда за меня заступился сам Чапаев, актер Бабочкин. И я остался. Не помог бы он тогда, может, и не стал бы я актером».
ГЕРОЙ СОБСТВЕННОГО РАССКАЗА
17 лет своей жизни актер по ложному обвинению в шпионаже провел в сталинских лагерях: сначала на Колыме, а потом в ссылке в Норильске. Это были трудные годы, но Жженов не сломался. Более того, он открыл в себе новый талант – писательский. Сюжеты подкидывала сама жизнь... «В своей автобиографической повести «Саночки» я рассказываю, например, эпизод, когда мне сообщили о том, что – о, чудо! – мне вдруг пришли две посылки, посланные матерью, – рассказывал актер. – За ними в лагпункт нужно было идти 10 километров пешком. Я понимал, что посылки могут спасти мне жизнь, ибо от постоянного голода силы убывали каждодневно и неуклонно, и я отдавал себе отчет, что долго не протяну. Но я физически не мог пройти эти проклятые 10 километров. У меня просто не было сил. И тут случилось второе чудо: меня взял с собой опер, возвращавшийся на лагпункт. А когда по дороге я окончательно рухнул в снег, не в силах сделать и шага, и с глубоким безразличием понял, что это конец, опер взвалил меня на санки, которые тащил за собой, и повез. Чтобы жестокий опер, давно забывший, что такое сострадание, вез на санках зэка – это было больше, чем чудо».
ПЕРВЫЙ ФОТОГРАФ НОРИЛЬСКА
А в норильской ссылке Жженов впервые взял в руки фотоаппарат. Его старенькая мама, которая жила в Ленинграде, оказалась на грани нищеты – все свои деньги она тратила на посылки сыну. И тогда Жженов научился фотографировать. А затем пришел в местный детский сад и попросил о возможности пофотографировать детишек. После того, как родители увидели готовые снимки, заказы посыпались на Жженова как из рога изобилия. Так он смог помогать маме деньгами.
УЧИТЕЛЬ СМОКТУНОВСКОГО
В Норильске Жженов также играл в местном театре и подружился с Иннокентием Смоктуновским, который служил там как вольный актер. И не просто подружился, а очень ему помог. Георгий Степанович научил друга фотографировать и тем самым спас от тяжелого безденежья. Кстати, позже именно Жженов по просьбе режиссера Эльдара Рязанова уговаривал Смоктуновского сняться в знаменитой картине «Берегись автомобиля», где сам сыграл автоинспектора.
ЗАЯДЛЫЙ ГРИБНИК
Жженов обожал «тихую охоту». «Любимое мое занятие – это поездки за грибами, – признавался он. – У меня есть любимые места, где я знаю каждый кустик, потому что десятки лет езжу за грибами в одно и то же место, и никакие заграничные туры мне не нужны. На зиму с женой заготавливаем различные солянки с грибами, маринуем, солим. Я люблю грибы в любом виде».
ЧЕТЫРЕЖДЫ МУЖ
Спутницами нелегкой жизни Жженова были четыре женщины. С первой женой, белорусской актрисой Евгенией Голынчик, он познакомился еще во время учебы. Но после ареста попросил молодую жену его не ждать – шансов на выживание было слишком мало. Позже Георгий Степанович встретил актрису Лидию Воронцову, которая тоже была обвинена в шпионаже и отправлена на Колыму. Актеры поженились, у них родилась дочь Лена. С третьей женой, Ириной, судьба свела Жженова на поселении в Норильске – именно благодаря ее многочисленным походам по инстанциям актера реабилитировали. В браке родилась дочь Марина, но вскоре после возвращения в Ленинград он распался. Последнюю и самую любимую свою жену, Лидию Петровну, Жженов встретил в Ленинградском театре имени Моссовета. Она тоже подарила Георгию Степановичу дочь – Юлию. Елена стала дизайнером, Марина выбрала педагогику, а Юлия пошла по стопам отца – она работает в театре имени Моссовета и преподает во ВГИКе.
бодрый ДОЛГОЖИТЕЛЬ
Георгий Степанович прожил очень долгую жизнь – он ушел в возрасте 90 лет, через некоторое время после своего юбилея. При этом актер до последнего поражал окружающих бодростью. Сам возил жену на дачу, любил плавать в море. И говорил супруге: «Лида, мы с тобой молодые – просто не надо делать резких движений».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: