Неистовый Ролан
Роланом известного актера и режиссера Быкова назвала мама – в честь писателя Ромена Роллана, книгу которого читала в роддоме. А нетрезвый паспортист переименовал мальчика в Роланда. Так и вышло, что в некрупном теле Ролана Антоновича поселился неукротимый дух легендарного рыцаря – Неистового Роланда. Актер, которому 12 ноября исполнилось бы 85 лет, всю жизнь провел под девизом «Я побит – начну сначала!» По ходу дела он...
...Проявил «криминальный» талант
Семья Быковых жила в одном из самых шпанистых районов Москвы, и маленький Ролан с утра до вечера пропадал на улицах в компании других мальчишек. «Я тогда приобрел хулиганское амплуа «малышки», так как был маленького росточка – одна большая голова и немножко ножки, – рассказывал Ролан Антонович. – В то время по Москве ходили группы мальчишек, человек по сорок, а я шел шагов за сто и задирался со взрослыми прохожими. Конечно, и получал первым. Подходили старшие: «Чего маленького обижаешь?» Мне было очень страшно. Но такая была роль – я должен был быть смелым. Амплуа это, наверное, и определило мою жизнь – не бояться получить, идти первым».
...Получил Оплеуху и стал «ясновидящим»
Во время войны отец Ролана отправился на фронт, а семью эвакуировали в Йошкар-Олу, где у мальчика неожиданно открылся «провидческий» дар. «Бабушка научила меня гадать, – вспоминал Быков. – И когда однажды она заболела, я вызвался самостоятельно раскинуть карты зашедшей соседке. Прочитал по ним: «Через три дня вернется ваш муж», – бабушка всегда называла цифру три, когда говорила о чем-то очень скором. Женщина заплакала и убежала – ей недавно пришла похоронка на мужа. Я получил хорошую оплеуху от бабушки. А через три дня приехал муж той женщины. Вот было дело! Ко мне пошли люди. Стоило одному предсказанию сбыться, и об этом говорили все, а о том, что в девяти других случаях я попадал пальцем в небо, никто не думал. С ночи ко мне стояла очередь, мать просила: «Люди добрые, ребенку нужно идти в школу!» Ей говорили: «Отойди, женщина, пусть дите скажет». В итоге Быковым пришлось бежать: вернуться в Москву зимой 1943-го, без денег и продовольственных карточек, поскольку сеансы гаданий стали вызывать у маленького Ролана нервные припадки.
...Трижды провалился, но преуспел
После школы Ролан Быков, который к тому времени уже 8 лет посещал театр-студию Дома пионеров, твердо решил стать артистом и вместе со своим закадычным другом Виктором Соколовым подал документы сразу в три учебных заведения: ВГИК, ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Виктора приняли в ГИТИС, а Ролана не взяли никуда – подвели рост 158 см и дефекты дикции. Быков был в таком расстройстве, что чуть не кинулся под трамвай. К счастью, рядом оказался другой его товарищ, который отговорил Ролана от рокового шага и посоветовал попытать счастья в Театральном училище имени Щукина. Туда-то Быкова и приняли, несмотря на рост и проблемы с речью. Вскоре он оказался в числе самых талантливых студентов. А по работоспособности Быкова можно было сравнить только с Михаилом Ульяновым, который за время учебы умудрился подготовить около 50 ролей.
...Не прошЁл в подростки - стал режиссёром
Вскоре после окончания «Щуки» Быков начал успешно сниматься, параллельно развивалась его режиссерская карьера. В своем режиссерском дебюте – комедии «Семь нянек» – Ролан Антонович должен был играть главную роль ушлого подростка Афони. Однако первые же отснятые кадры показали, что сделать из 33-летнего актера юношу не удалось. Быков не отчаялся, отдал главную роль Семену Морозову, а сам с головой ушел в режиссуру фильма, который в итоге собрал хорошую кассу в кинопрокате. Ролан Антонович много снимался и снимал, хотя не всегда это давалось ему легко. Слишком подозрительно относились к артисту власти, которые даже в детском фильме «Внимание, черепаха!» умудрились разглядеть антисоветские настроения. Тяжело шла и работа над лентой «Чучело» – против чересчур правдивой картины ополчились члены Политбюро. «Меня обвиняли бог весть в чем, предлагали посадить, требовали запрещения фильма. Каждый день возвращался я домой раздавленным», – вспоминал Быков. А дома он всю ночь... писал стихи и утром был готов снова биться за свое детище. Так и написал книгу «Стихи Ролана Быкова».
...Был отвергнут, но завоевал любовь
Иметь своей партнершей по фильму «Докер» «бездарную актерскую дочку» Елену Санаеву Быков не хотел категорически. Но когда увидел высокую красавицу, мгновенно передумал. И тут же заявил, что у них должен быть эпизод с поцелуем, хотя в сценарии ничего подобного не было. Поцелуй этот оказался судьбоносным. «Когда после съемки эпизода все вышли, Быков прилег на кованную кровать со словами: «Леночка, не уходите, пожалуйста. Присядьте», – вспоминает Санаева. – Я села рядом на стул, он взял мою руку и приложил к своей груди: «Вы слышите, как колотится мое сердце? Вы такая красавица, но вы замужем, а я влюблен. Что же делать?» Я руку аккуратненько убрала и говорю: «Что делать? Роли свои играть». И ушла. Не произвел он на меня впечатления». Однако такой отпор Быкова не обескуражил. Маленький, неказистый, немолодой, он пользовался огромным успехом у женщин. «Как он говорил о любви! А ведь женщины действительно любят ушами, – объясняет этот феномен Санаева. – Но не только в словах дело. Он был хороший товарищ, щедрый человек, очень мудро и по-доброму относился к людям». Словом, Елена не устояла – ушла от мужа Владимира Конузина и посвятила себя Быкову: помогала ему в работе, решала все бытовые вопросы. Перед смертью Ролан Антонович сказал ей: «Тебя Бог выдумал и послал мне. Неужели мы женаты 25 лет? Я и наговориться с тобой не успел!»
...ОбрЁл сына по будильнику
Отношения с сыном Елены от первого брака у Ролана Антоновича сложились не сразу: Пашу настраивала против отчима мать актрисы, которая звала Быкова не иначе, как «карлик-кровопийца». «А потом между ними произошла «проверка на вшивость», – рассказывает Елена Санаева. – Однажды, когда Быков днем прилег поспать, четырехлетний Паша завел огромный будильник и поднес его к самому уху Ролана. Тут же получил по физиономии, но жаловаться не побежал, об этом случае мне потом рассказал сам Ролан. Просто Паша понял, кто главный в этом доме. Быков даже замечания ему делал как бы шутя, не унижая. Например, как-то говорит: «Паша, ты меня извини, конечно, мамы нет, а я пришел и хочу есть. В холодильнике лежало пять сосисок, а сейчас пусто. Почему тебе три, маме две, а мне ни одной? Ты понимаешь, сынок, так нельзя делать…» Сам Павел Санаев, писатель и сценарист, об отчиме вспоминает так: «Дай Бог каждому такого отца. Он помог мне обрести веру в себя. Сказал бы он, что мои литературные опыты ничего не стоят, я бы этим не занимался. Но он высоко их оценил, я поверил ему, а потом уже себе... Знаете, он до последнего был уверен, что еще немного поболеет, а затем встанет и начнет снимать кино. Планов у него было громадье, например снять ремейк «Айболита-66». Он никогда не сдавался – это, пожалуй, было его главным качеством».
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: