Египет защищает туристов автоматчиками
Египетские власти пытаются вернуть туристов на курорты Красного моря, убеждая туристические компании по всему миру в безопасности Южного Синая и Хургады. Проверить эти заявления решился репортер "Росбалта", отправившийся в Шарм-эль-Шейх чартером одной из петербургских турфирм.
Несмотря на рекомендации МИД РФ и Ростуризма гражданам России отказаться от посещения Египта на неопределенное время (пока там не прекратятся беспорядки), российские турфирмы после короткого локаута вновь начали продажи туров в эту страну. Я купил подобный тур на 10 суток всего за $800, причем в стоимость входил перелет туда и обратно чартером.
Разумеется, я немного волновался, забираясь в аэропорту "Пулково" в Boeing 737, которому предстояло лететь в Шарм-эль-Шейх мимо воюющей Сирии. Ранее как минимум два инцидента с гражданскими самолетами заставили штурманов большинства авиакомпаний изменить маршруты полетов над Ближним Востоком так, чтобы они не проходили над территорией Сирии, северного Ирака и южной части Турции, поскольку мятежники во всех этих странах приобрели дурную привычку запускать ракеты земля-воздух в гражданские цели. Кроме того, голландская компания KLM отменила в октябре полеты в Шарм-эль-Шейх, основываясь на информации о наличии ракет земля-воздух у представителей египетской радикальной оппозиции.
Когда летишь чартером, никогда не знаешь, что придет в голову организаторам рейса – так, согласно неожиданным заявлениям сотрудников "Пулково", мой полет в Египет должен был сопровождаться промежуточной посадкой в турецкой Анталии, хотя ранее об этом мне никто не сказал ни слова. Впрочем, пятичасовой путь оказался безопасным и даже скучным, а посадки в Турции не было. Самолет был забит до отказа, причем у меня сложилось впечатление, что наш Boeing оборудовали дополнительными креслами – так необычно тесно они располагались.
В Шарм-эль-Шейхе туристов встречали без лишней помпы, однако количество полицейских, таможенников и частных охранников было внушительным – чтобы добраться до своего автобуса на стоянке, я миновал не менее трех барьеров с вооруженными людьми, каждый раз внимательно изучавшими мой паспорт. Еще я вез с собой сумку, в которой потело четыре пол-литровых бутылки водки – вдвое больше, чем разрешено по египетским законам, но мой багаж никого не заинтересовал.
Автобус, развозивший туристов по отелям Южного Синая, сопровождал гид по имени Мустафа. В ответ на прямые вопросы петербургских туристов о том, насколько безопасным будет здесь отдых, он ответил на удивление откровенно.
"В отелях абсолютно безопасно, в центральных районах города тоже спокойно, а вот на окраинах могут возникнуть проблемы, но только если вы сами будете вести себя легкомысленно", - сообщил он. Мустафа также не стал опровергать сообщения о грабежах туристических автобусов, однако заметил, что по большей части эти проблемы касаются материковой части Египта. "Синайский полуостров охраняется очень тщательно – как армией, так и полицией", - объяснил он.
Действительно, такого количества вооруженных людей я не видел даже во время визита бывшего президента Египта Хосни Мубарака на книжную ярмарку в Каире, где мне два года назад довелось представлять проект ИА "Росбалт" "Лица России". Вообще, охранников в Египте сейчас больше, чем в России – такое ощущение, что все мужское население там занято либо в охране, либо в такси.
При этом обе эти разновидности египтян весьма обидчивы и назойливы – так, попытки фотографировать людей с оружием могут стоить свободы, а посылание таксистов с помощью среднего пальца – вывиха этого самого пальца. Об этом мне в первый же день с грустью рассказали двое россиян, уроженцев Урала, по виду и манерам - типичные "правильные пацаны". Впрочем, любая проблема в Египте решается с помощью бумажки в $20, поэтому фотографирование совместного поста жандармерии и полиции им обошлось в указанную сумму и два часа, проведенных в участке, а ссора с таксистами и вовсе только развеселила.
"Да тут все четко! Ты, главное, в Старый город вечером один не ходи и на такси один не езди", - объяснили мне суть последних изменений в Египте мои татуированные соотечественники.
При этом вооруженные посты на дорогах страны сейчас располагаются буквально через каждые два-три километра. В комплект одного такого КПП входит гражданский джип или микроавтобус с пятью-шестью вооруженными жандармами в кузове, а также отдельно выставленный пост полиции. Складывается впечатление, что полиция и армейские части наблюдают еще и друг за другом. Кроме того, дорога в месте КПП перекрывается лежачими полицейскими, барьерами и стальными шипованными лентами, а пару раз я видел возле таких КПП небрежно замаскированные позиции пулеметчика и снайпера.
В городах все отделения банков охраняются вооруженными автоматами полицейскими, каждый из которых имеет в своем распоряжении еще огромный бронированный щит на колесиках. Входы в отели также контролируются вооруженными людьми и рамками металлоискателей.
Я поселился в гостинице, расположенной возле залива Шарм-эль-Майя. Отель был заполнен всего на треть - пенсионерами из России, Белоруссии и Украины. Кроме того, на один-два дня в гостиницу заезжали арабы из Иордании или материковой части Египта. Старожилы говорят, что это нонсенс – местные жители никогда ранее не допускались к проживанию в гостиницах первой линии. Причина изменения ситуации понятна – отсутствие туристов и падение цен.
Прогулки по шоссе, ведущему вдоль Красного моря, рисуют грустную картину экономического апокалипсиса, накрывшего туристический бизнес региона после свержения Хосни Мубарака. Даже на первой линии полно недостроенных отелей, откровенно брошенных своими владельцами.
Что касается территорий дальше от моря, то там, по словам аборигенов, хозяйничают бедуины и другие разбойники, а пассажирские автобусы передвигаются только колоннами и в сопровождении полиции.
Несмотря на резкое снижение количества туристов, Шарм производит огромное количество мусора, который убирается очень плохо – вдоль шоссе расположены вонючие канавы,тротуары завалены отходами, в которых размножаются полчища насекомых.
В результате на пляже невозможно спокойно лежать – назойливые мухи атакуют с раннего утра и до полуденного наступления жары. В беседе с арендатором территории я выяснил, что он пытался решить проблему, но потерпел фиаско. "Мои люди убирают пляж от мусора с утра до вечера, но я не могу убирать отходы на всем побережье, поэтому мухи в заливе остаются нашей проблемой", - признал египтянин.
Сам залив Шарм-эль-Майя, где предлагается купаться туристам, заполонен катерами, моторными лодками и даже большими пассажирскими судами. Они швартуются в нескольких метрах от пляжа, и несколько раз я видел радужную пленку от слитого в море топлива. Кроме того, в погоне за клиентами катера плавают буквально по головам купающихся – меня самого дважды едва не утопила в море лодка, катавшая водных лыжников.
Зато на пляже безопасно – в течение всего времени я спокойно оставлял на лежаке нетбук и телефон, отправляясь купаться, и ни разу у меня не было никаких проблем. Однако, если вещь забыть там до утра, ее могут присвоить. Так произошло со шляпой одной из белорусских туристок. Женщина рассказала, что оставила головной убор на пляже, а на следующий день обнаружила его среди выставленных на продажу вот в этом магазинчике.
"Я сказала продавцу, что это моя шляпа, на что он ответил, что готов сделать на нее скидку. В результате я купила собственный головной убор за $10", - пожаловалась женщина.
Из прочих проблем, с которыми я столкнулся, самой неожиданной оказалась невозможность обменять стофунтовые купюры обратно на доллары в финале поездки. Выяснилось, что Шарм наводнили поддельные купюры такого достоинства, и все банкоматы отказались их принимать. При этом вывозить фунты из Египта прямо запрещено уголовным законодательством. Впрочем, мою проблему быстро решили менялы в Старом городе, куда я отправился вопреки рекомендациям гида. За достаточно скромные комиссионные мне поменяли деньги в лавке, украшенной огромным портретом одного из египетских генералов.
При этом как в этом магазине, так и в прочих торговцы отважно и недвусмысленно поносили "Братьев мусульман", устроивших революцию в Каире, и также однозначно поддерживали действия военных, захвативших власть в стране. "Вы не найдете на юге Синая ни одного египтянина, который бы поддерживал этих фанатиков. Они хотят ввести здесь законы шариата, но тогда у нас вообще не останется туристов. Пока у власти военные, наши курорты будут кормить и нас, и весь Египет", - уверены местные жители.
Действительно, египтяне ведут себя подчеркнуто светски – на улицах никто не молится, а женщины, особенно молодые, могут позволить себе даже юбки и открытые плечи. Впрочем, я также видел дам, закутанных в паранджу, но потом выяснялось, что это туристы из Саудовской Аравии, Иордании или центральных районов Египта.
Кстати, свобода нравов настолько распространилась на этих курортах, что местные молодые люди непринужденно предлагают себя в качестве так называемых массажистов богатеньким туристкам, и на эту услугу действительно есть спрос даже среди наших соотечественниц.
Что касается отношения к россиянам, то их выделяют из прочих туристов – в Шарме много флагов РФ, надписей на русском языке и знающих "великий и могучий" местных жителей. Однако качество сервиса при этом доброжелательном отношении остается неважным – если вы в Египте хотите получить услугу, даже оплаченную согласно ваучеру, вам придется дать бакшиш - несколько фунтов местной валютой.
Так, за пять фунтов мне починили водонагреватель в ванной, а за три фунта решили проблему с освещением в номере. Это копейки, но сам факт вымогательства даже таких сумм, конечно, утомляет. Также необычайно утомляли походы в египетские магазины, где даже в аптеках не бывает ценников, а у продавцов очень много свободного времени, поэтому они назначают цены с потолка и торгуются до умопомрачения.
Впрочем, самый главный ресурс, за которым, собственно, я ездил в Египет - солнце и море – остаются вполне конкурентоспособными. И если там не случится еще одной революции, можно предположить, что египетские курорты сумеют восстановиться.
Но лично я туда уже не поеду.
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: