«Росагролизинг» ждет новая проверка
После опубликования информации о пропаже 39 миллиардов рублей аудиторы обещают вновь провести ревизию. При этом официальные источники напоминают, что деньги нельзя считать похищенными. Лично к Елене Скрынник никаких претензий нет, а озвученные суммы - это так называемая просроченная задолженность. Прежние проверки Счетной палаты не выявляли никаких нарушений в работе "Росагролизинга". Эксперты же замечают, что долги росли с каждым годом, и пока никто не может объяснить, каким образом средства можно вернуть государству. К чему приведет скандал в аграрном бизнесе, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.
39 миллиардов нет, но нет и виноватых. По крайней мере, аудиторы Счетной палаты в своих отчетах не спешат делать выводы. Проверяющие почти ежегодно фиксировали нехватку средств в "Росагролизинге". Судя по публикованным данным, в 2008 году это было более полутора миллиардов рублей, через год в два раза больше, далее сумма росла, и в последнее время уже стали говорить о пропаже 39 млрд. Впрочем, и столь солидные цифры не вызвали беспокойства в надзорных ведомствах. В Счетной палате лишь уточняют, что на начало этого года у "Росагролизинга" не хватало около 22 млрд, причем это не пропавшие деньги, а так называемая просроченная задолженность. Скрынник поясняла, и не раз - это просто накопившиеся долги. Но сумма и сроки ее накопления сами по себе вызывает вопросы, комментирует председатель аграрного комитета Торгово-промышленной палаты, бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов.
"Мне кажется, здесь насчет просроченных платежей какое-то лукавство. Я знаю много получателей лизинговых средств, если они просрочили платежи на какой-то минимальный даже срок, у них моментально возникают проблемы, что это за оффшор на 40 млрд рублей, мне это сложно понять".
Непонимание вызывает, почему долги росли столь стремительными темпами, не вызывая претензий и подозрений. Пропавшие деньги действительно формально считаются просроченными платежами, это средства, которые фермеры не вернули за поставленную им технику, но в ряде случаев операции по возмещению этих платежей выглядели весьма странно, о чем ранее говорил старший советник генерального директора компании "Росагролизинг" Евгений Зеленский, и приводил примеры.
"Мы видели по схемам, к примеру, компания имеет просрочку по обязательствам 126524018 рублей. "Росгаролизинг" закупает несуществующий товар аккурат на эту самую сумму, и эта самая сумма через неделю копейка в копейку приходит в "Росагролизинг". Очевидно подтасовывание цифр, сумм, чтобы скрыть факт просрочки ранее возникших обязательств. Могла ли компания "Росагролизинг" сама об это не знать?"
На самом деле, поясняют некоторые эксперты, раздавая фермерам технику, чиновники не думали о том, кто за это будет платить. Профессор факультета экономики недвижимости Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Иван Стариков, в прошлом глава комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, замечает: лизинговые продажи, по сути, стали монопольными, их обеспечивали чиновники, допущенные к программе, финансовый баланс этой программы мало кого волновал, главное было, чтобы на бумаге она работала, что будет дальше с потраченными средствами и сможет ли фермер погасить долги, никого не заботило, заключает Иван Стариков.
"Если изначально сельхозтехника радикально повышалась в цене, то фермеры не могли... "Росагролизинг" и не гонялся особо за недобросовестными лизингополучателями. Объемных примеров, когда заставили бы вернуть технику, отданную в лизинг, я не припомню. Раз за разом эти убытки и возмещались за счет увеличения поступления денег из федерального бюджета. И год за годом увеличивались размеры платежей, сегодня почти 80 млрд рублей закачано".
Многие сторонники антикоррупционных разоблачений убеждены в том, что рост долгов - это результат махинаций с лизинговыми программами. И даже называя их сейчас просроченной задолженностью, надежд на возврат средств почти нет. Ведь даже при отсутствии официальных претензий к Елене Скрынник нельзя утверждать, что деньги не похищали. Буквально на днях МВД сообщило о задержании фигурантов дела о хищении 150 млн рублей, выделенных на закупку топлива и техники. Деньги предназначались на нужды аграриев, но операции проводили фиктивно. Аналогичные схемы вскрывали в разных регионах станы, одним из известных фигурантов этих дел стал чиновник Минсельхоза Олег Донских, который потом скрылся за рубежом и сейчас занесен в базу розыска Интерпола. Начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России Андрей Пилипчук еще в ноябре рассказывал о схемах хищений, но многие надзорные ведомства по-прежнему отказываются признавать, что миллиарды украдены.
"Бюджетные средства выводились на расчетные счета подконтрольных организаций а затем переправлялись аффилированным организациям или обналичивались, составлялись фиктивные документы о якобы выполненных поставках оборудования или выполненных работах. Установлено, что ключевая роль в этом принадлежала Олегу Донских, он договаривался о выделении денежных средств, участвовал в подготовке документов по сделкам и договаривался о сокрытии фактов отсутствия этого оборудования".
Из множества мелких сделок, если их так можно назвать, а суммы колеблются от десятков до сотен миллионов рублей, в итоге могла сложиться уже многомиллиардная цифра. Схемы хищений фермерских денег были практически поставлены на поток, судя по материалам следователей, при этом возникает еще больше вопросов, почему аудиторы не видели никаких проблем в лизинговых программах. Иван Стариков убежден, что теперь уже слишком поздно пытаться что-то вернуть.
"Вернуть деньги можно только одним путем потребовать их с лизингополучателей но такой возможности нет исходя из проблем в агропромышленном секторе, думаю, эти долги в конечном итоге приведут к банкротству "Росагролизинга", либо будут списаны на внутренний долг".
Елена Скрынник, рассказывая о накопленных долгах "Росагролизинга", так и не пояснила, как их можно будет вернуть. Пояснений не смогли дать и другие бывшие и действующие чиновники. В следующем году Счетная палата обещает устроить новую ревизию компании. Подсчитать, сколько денег не хватает на этот раз. При этом неизвестно, будут ли названы если не виновные в этой недостаче, то хотя бы те, с кого будут требовать просроченные миллиарды.
Вести-ФМ - on-line 2012-12-11
|
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Вы можете стать первым!
Добавить комментарий: